Неделя 2-я по Пятидесятнице, Всех святых в земле Российской просиявших

4 июля (21 июня), в неделю 2-ю по Пятидесятнице православные верующие встретили праздник Всех святых в земле российской просиявших.

В Успенском соборе были совершены праздничные богослужения: Всенощное бдение с литией, две Божественные литургии.

Раннюю Божественную литургию возглавил протоиерей Сергий Лоскутов в сослужении иереев Ильи Попкова, Сергия Соколова, дьякона Сергия Суркова.

Позднюю Божественную литургию совершил иерей Николай Батищев.

День всех святых, в земле Российской просиявших – праздник, который совершается во вторую неделю по Пятидесятнице, т.е. во второе воскресенье после Троицы.

Праздник появился в средине XVI веке, при митрополите Макарии, когда канонической статус Московской Церкви еще не был урегулирован. После реформ патриарха Никона Церковь перестала отмечать этот день. Решение возродить праздник было принято 26 августа 1918 г. Поместным Собором Российской Церкви 1917-1918 гг.

Инициатором восстановления праздника был профессор Петроградского университета Борис Тураев. Он же был соавтором (вместе с иеромонахом Афанасием (Сахаровым) первой редакции Службы праздника (1918).

В 1946 г. вышла в свет Служба Всем святым, в земле Российской просиявшим, изданная Московской Патриархией и отредактированная епископом Афанасием (Сахаровым). После этого началось праздновать память Всех русских святых во вторую Неделю по Пятидесятнице стали повсюду, где существовала Русская Православная Церковь.

Днесь лик святых, в земли нашей Богу угодивших, предстоит в Церкви и невидимо за ны молится Богу. Ангели с ним славословят, и вси святии Церкве Христовы ему спразднуют, о нас бо молят вси купно Превечнаго Бога.

Центральным моментом праздника является прославление Церковью святых, просиявших своими добродетелями в нашем Отечестве, и молитвенное обращение к ним.

Подвигом русских святых освящена вся Россия. Они не только спасали души, но и руководили духовной и повседневной жизнью мирян – св. Серафим Саровский, Оптинские старцы. Они создавали русскую литературу, начиная с праведных летописцев и заканчивая свв. Димитрием Ростовским и Тихоном Задонским. Они устраивали государственную жизнь – святые Александр Невский, Сергий Радонежский, Алексий Митрополит Московский, Патриарх Ермоген; они покоряли и преображали дикую природу – Сергий и Герман Валаамские, Зосима и Савватий Соловецкие, Псковские преподобные и многие другие.

Нет сословия в России, из которого не вышли бы святые угодники Божии. Благодаря им из всех многочисленных народов только русский народ избрал в названии своей страны слово «Святая» – Святая Русь.

В XX веке свершился великий мученический подвиг, отмеченный актами канонизации в 2000 г., когда за один год было прославлено Святых больше, чем за 1000 лет Христианства на Руси. До этого времени среди русских святых больше всего было преподобных, сейчас же среди небесных заступников России большинство составляют мученики. Подвиг святости в России – подвиг мученичества.

Святые Церкви в православной традиции – наши помощники и предстатели перед Богом на протяжении всей нашей земной жизни, поэтому частое обращение к ним есть естественная потребность всякого христианина.

В установлении праздника Всем российским Святым есть духовный смысл, который заключается в том, чтобы показать человеку этот путь, который приводит его к Богу.