Введение во храм Пресвятой Богородицы

4 декабря (21 ноября) Святая Церковь празднует Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

В этот день в Успенском соборе прошли торжественные богослужения, посвященные праздничным событиям: Всенощное бдение с литией и Божественная Литургия.

Духовенство собора во главе с настоятелем прославили Царицу Небесную, которая в трехлетнем возрасте вошла во Святая Святых.

Введение Пресвятой Богородицы
Икона Введения Богородицы. XIV век. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Введение во храм — один из двунадесятых, то есть самых больших православных праздников, установленный в воспоминание о том, что родители Богородицы торжественно повели Ее в трехлетнем возрасте в Иерусалимский храм, при котором она жила до своего обручения с праведным Иосифом.

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы совершается ежегодно 4 декабря (21 ноября по старому стилю) и имеет 1 день предпразднества и 4 дня попразднества.

О событиях земной жизни Пресвятой Богородицы мы узнаем преимущественно из церковного Предания. В канонических Евангелиях ничего не рассказано о рождении, детстве и юности Пресвятой Богородицы, поэтому о событиях праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы мы можем узнать из более поздних текстов — греческого «Протоевангелия Иакова» (вторая половина II века) и латинского «Евангелия псевдо-Матфея» (IX век), в которых записаны устные предания.

Введение Пресвятой Богородицы
Введение во храм Пресвятой Богородицы со сценами жития. XVI в. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Известно, что родители Богородицы, Иоаким и Анна, долгое время были бездетны. Молясь, чтобы Господь разрешил их неплодство, они дали обет — рожденное дитя посвятить Богу.

Когда Пресвятой Деве исполнилось три года, во исполнение обещания, родители в сопровождении родных и близких им людей с зажженными светильниками торжественно повели Ее в Иерусалимский храм.

Пресвятую Деву встретил первосвященник Захария и по внушению Божию ввел ее во Святая Святых. Это было такое помещение храма, куда сам первосвященник мог входить только раз в год, после принесения особенной жертвы.

Вот как говорится в праздничном богослужении об этом необычайном, исключительном событии:

Ангели вхождение Пречистыя зряще, удивишася: како Дева входит во Святая Святых

первый припев канона на 9 песни

Надо сказать, что в то время Иерусалимский храм был восстановлен после Вавилонского плена. В нем уже не было Ковчега Завета — он исчез. В Святая Святых было пусто, там находилась только каменная плита на месте главной святыни.

Совершилось таинственное, символичное событие: вместо утраченного Ковчега Завета первосвященник вводит Деву Марию — ту, которая стала Матерью Бога, новым Киотом, Ковчегом. Наступало время Нового Завета, приближалось Рождество Христово.

Об этом говорит и богослужение Церкви: праздник Введения Богородицы предшествует Рождеству Христову. Еще далеко до Рождества, только начался пост, но уже начинают петь за вечерней службой: «Христос раждается, славите!..»

Наиболее полно богословское толкование введения Богородицы во Храм дано у святителя Григория Паламы. В нём святитель рассказывает историю праздника, приводит своё мнение о причинах избрания Богом Марии матерью Исуса Христа, а в заключении объясняет причину введения её в Святая святых Иерусалимского храма:

почему Избранная с начала века среди избранных оказалась Святою из святых. Имевшая Своё тело чище самих очищенных добродетелью духов, так что оно могло принять Само Ипостасное Слово Пребезначального Отца, — Приснодева Мария, как Сокровище Божие, по достоянию ныне помещена была во Святое святых, чтобы в надлежащее время, как и было, послужить к обогащению и к премирному украшению.

Слово на Введение во храм