Наставления Святителя Иннокентия епископа Пензенского и Саратовского

О молитве 

Если желаете беседы, то возьмите Евангелие и потихоньку, с кроткою и мирною слезою беседуйте перед Иисусом. Беседа будет казаться небесною по сравнению с болтовней человека, коего вы знаете.

***

Ощущение присутствия Христа может быть во время любой работы, только бы одно око было устремлено на работу, а другое к Нему

Ощущение присутствия Иисуса Христа может быть во время любой работы, только бы одно око было устремлено на работу, а другое к Нему. И начало работы, и продолжение, и конец должны производиться как перед лицом Господа… О! Страшно и свято одно имя Его; как же страшно, свято и радостно должно быть Его присутствие!

***

Одушевляйте все молитвою. Из нее, как из источника, потекут реки любви и прочих благ духовных.

***

Молитва, как всегдашнее оружие, пусть предстоит и возлежит около вас, покрывает, и защищает, и всюду сопровождает вас – молитва к Единому возлюбленному Господу Иисусу Христу! С Ним, как вы знаете, ничто, нигде, ни с кем не возмутит вашего сердца, хотя бы смутился ум или мысль многокрылая.

***

В качестве домашнего, внутреннего, везде удобного занятия и некоего лекарства от рассеянности советую и прошу держать умную молитву и как можно чаще поставлять себя в присутствии Господнем, дабы наконец приучиться быть в Нем всегда. В противном случае тщетно поработаем и не продвинемся ни на шаг.

***

Призовите Пресвятую Богородицу, чтобы Она за вас умолила Сына Своего Иисуса Христа, да спасет душу от сует, от нечистот, от незнаемых грехов, от любления мира в тонких и различных видах. Предайтесь Ей молитвою и сердечным успокоением в Ее молитве, в Ее силе, в Ее высоте, чистоте и святости. Предайтесь, по крайней мере, на минуту со всей вашей преданностью: вы почувствуете покой в вашем сердце и, может быть, покой в вашей болезни.

Господь Иисус Христос от нас, недостойных, не приемлет молитв, ибо все наше – нечисто и корыстолюбиво, и пристрастно, а молитва о нас святых Его угодников и особенно Пречистой Богородицы, действительно, успевает настолько, что мы и не знаем, а уже получаем Господни милости.

***

Дух наш все еще остается в волнении, чувства не очищены, ум не совсем освещен, совесть не совсем спокойна, воля не совсем управлена. Видите, сердце еще не сияет, еще не светит светом Христовым; или свет Христов еще не воссиял в сердце. А сего надо искать, желать и молиться об этом. Горе нам, если в сей жизни не приобретем сего начала; в будущей едва ли останется надежда на это. И кто в этом может успокоиться, когда Господь не принят нами и как бы отвержен в сей жизни?