Святитель Василий Великий — верный защитник православной веры

14 января Святая Православная Церковь славит память святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, церковного писателя и богослова, одного из трёх каппадокийских отцов Церкви, наряду с Григорием Нисским и Григорием Богословом.

Ему приписываются изобретение иконостаса и составление литургии Василия Великого. Автор пятой и шестой молитв утреннего правила, многочисленных проповедей и писем (сохранилось не менее трёхсот). Убеждённый поборник киновии (монастырь общежительного устава).

Василий Великий — родоначальник малоазийского монашества, видевший в монашеском образе жизни «образ жизни по Евангелию». Велико и его богословское наследие. Он любил повторять библейское выражение «внемли себе»: «Точное наблюдение самого себя даст тебе достаточное руководство и к познанию Бога. Ибо, если «внемлешь себе», ты не будешь иметь нужды искать следов Зиждителя в устройстве вселенной, но в себе самом, как бы в малом некоем мире, усмотришь великую премудрость своего Создателя».

Про его творения святитель Григорий Богослов говорил: «Когда читаю его нравственные и практические слова, тогда очищаюсь душой и телом, становлюсь храмом, вмещающим Бога, органом, на котором играет Дух, певцом Божией славы и сил: благодаря этому я настраиваюсь, прихожу в порядок, делаюсь из одного человека другим, изменяюсь божественным изменением».


Вся жизнь святителя Василия от первого сознательного движения и до последнего вздоха была посвящена Богу. Он родился «по молитве отца его к Богу» в 329 году и воспитывался в благочестивом христианском семействе, которое страдало за веру Христову во время гонений при римских императорах Галерии и Максимиане. Дед святителя Василия по матери принял мученическую смерть при императоре Диоклетиане. Первоначальное воспитание будущий святитель получил от своей благочестивой бабки святой Макрины, ревностной почитательницы святого Григория чудотворца, епископа Неокесарийского. Она оказала на юного Василия благотворное влияние, воспитывая его в строгом православии, прививая благоговейное отношение к святителю Григорию и его учению о Святой Троице. Мать Василия, святая Емилия, была по добродетели такой же, как и ее свекровь, святая Макрина, «во всем она руководилась волей Божией и особенно же любила чистый и непорочный образ жизни». Отец святителя, тоже Василий, был образованный человек, добрый христианин и семьянин, адвокат, а потом священник. Он помогал своей благочестивой супруге в христианском воспитании детей, которых обучал Священному Писанию и разным наукам. В результате такого воспитания и святой жизни во Христе, кроме святителя Василия, из этой семьи вышло пять святых угодников Божиих. К лику святых причислены его бабка, святая Макрина, его мать, святая Емилия, его братья: святитель Григорий, епископ Нисский, и святитель Петр, епископ Севастийский, а также сестра Макрина.
С раннего детства, возлюбив Бога, Его святой закон и учение Христово, Василий решил посвятить свою жизнь служению Богу и Церкви. Но для борьбы с язычниками и еретиками, нападавшими тогда на Церковь, нужна была основательная научная подготовка, и вот Василий оставляет родительский дом и отправляется учиться в далекие края, посещает города, знаменитые своими школами и учителями, прилежно занимается различными естественными науками. Нельзя не отметить широту взгляда святого Василия Великого на значение естественных наук для христианина. В изучении их он не только не усматривал вреда, но считал учение «почти необходимым и полезным для души». При этом святитель советует не полностью «следовать за ними, куда не поведут, но, заимствуя у них все, что есть полезного, надо уметь иное и отбросить». Как «пчелы на все цветы равно садятся и с тех, на какие сядут, не все стараются унести, но взяв, что пригодно на их дело, прочее оставляют нетронутым, так и мы, если целомудренны, собрав из этих произведений, что нам свойственно и сродно с истиной, остальное будем проходить мимо. И как, срывая цветы с розового куста, избегаем шипов, так и в этих сочинениях, воспользовавшись полезным, будем остерегаться вредного».

Во время учебы в Афинах Василий познакомился с Григорием, будущим великим богословом, с которым он духовно сроднился навсегда. Вместе они посещали школу и церковь, и оба мечтали о монашеской жизни. Тесная и трогательная дружба этих великих святителей служит лучшим примером для жизни каждого христианина. «Когда мы открыли друг другу желания свои, — говорит святой Григорий, — и предмет их — спасение… желание жить общей жизнью для Бога, тогда уже стали мы друг для друга все: и товарищи, сотрапезники, и родные, одну имея цель, мы непрестанно возрастали в пламенной любви друг к другу».

После окончания учебы Василий посетил Египет, Палестину, Месопотамию, чтобы познакомиться с устройством монашеских общин и жизнью знаменитых и святых христианских подвижников. Вернувшись на родину, окрепший духом от общения с великими подвижниками Востока, Василий, раздав свое имущество бедным, принял монашество. Впоследствии святитель Василий устроил в Понте много монастырей, в которых он ввел новые формы и правила монашеской жизни. Эти правила сохранились до наших времен. Отшельническая жизнь монаха Василия продолжалась недолго. Церковь, обуреваемая арианскими смутами, особенно нуждалась тогда в таких всесторонне одаренных тружениках и стойких защитниках Никейского Символа веры, каким был инок Василий. Он оставляет свое уединение и сначала в сане пресвитера, а затем архиепископа поставляется на служение Святой Церкви.

Сам святитель Василий жил в простоте и бедности, отдавая все свои средства на дела благотворительности. Он питал неимущих, давал приют странникам, был руководителем для девственниц и монахов, составлял молитвы и украшал храмы. Везде при церквах своей громадной архиепископии он учреждал школы, больницы, богадельни, сиротские и странноприимные дома. В больницы были приглашены врачи, но первым лекарем и даже санитаром был архиепископ, досконально изучивший и знавший на опыте врачебное искусство. Он сам ухаживал за больными и прокаженными, подавая пример христианской самоотверженности. Одной из забот святителя было улучшение церковного богослужения. С этой целью он ввел чин божественной литургии, которая совершается сегодня в нашем храме. Устроив внутренние дела Церкви, святитель Василий Великий направляет все свои силы на борьбу с еретиками-арианами и к умиротворению всей Вселенской Церкви. Он ежедневно постоянно проповедует в храмах своей епархии, объясняя людям учение Православной Церкви, обличая еретиков и наставляя на путь спасения. «Решился я для мира не избегать какого бы то ни было труда, — писал святитель, — не отказывать говорить и делать что-либо унизительное, не брать в расчет дальности пути, не бояться каких-либо других беспокойств, только бы сподобиться наград, обещанных миротворцам» (Свт. Василий Великий. Творения. Ч. 6. Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 1902. С.193).

Святитель Василий Великий всегда оставался верным защитником православной веры в борьбе с арианами, которые выступали против божества Иисуса Христа, не признавая Его равным Богу Отцу. Он не уступил и тогда, когда император Валент стремился уничтожить православную веру. Склонив к арианству Галатию и Вифанию, император Валент отправил в Каппадокию своего приближенного — жестокого префекта Модеста. Прибыв в Кесарию, Модест вызвал к себе архиепископа и в грубой форме предложил ему принять арианство. Но святой Василий спокойно, с полным достоинством отвечал, что воля императора здесь бессильна. На угрозы префекта конфискацией имущества, изгнанием, истязанием и смертью святитель Василий смело отвечал: «Если можешь, угрожай иным, а это нимало нас не тревожит… потому что не подлежит описанию имуществ, кто ничего не имеет, разве потребуешь у меня этого волосяного рубища и немногих книг, в которых состоят все мои пожитки. Изгнания не знаю… потому что везде Божие место… смерть же для меня благодетельна: она скорее перешлет к Богу, для Которого живу и тружусь… и к Которому давно поспешаю».
Пораженный ответом, Модест срочно доложил императору: «Побеждены мы, царь, настоятелем этой церкви. Это муж, который выше угроз, тверже доводов, сильнее убеждений». В результате стойкости святителя Василия в отстаивании своих убеждений Валент отменил насильственное введение арианства.
Изнуренный тяжкими трудами епископского служения, изможденный непрерывными болезнями, истощенный суровыми монашескими подвигами, 1 января 379 года великий пастырь Церкви Христовой мирно отошел ко Господу.

Итак, дорогие братия и сестры, молитвенно совершая память святителя Василия Великого, будем подражать его святой жизни, его крепкой вере и любви к Богу, его всецелой преданности воле Божией и святому Православию. По примеру святителя будем истинными исповедниками веры Христовой, истинными христианами не по имени только, что для нас нисколько не полезно, но главным образом — по жизни. Только благочестивой жизнью и правой верой можем мы прославить Отца нашего Небесного, достичь духовного совершенства и спастись. Святителю отче Василие, моли Бога о нас. Аминь.
 
Архимандрит Илия (Рейзмир)
Троице-Сергиева Лавра