В Успенском кафедральном соборе встретили праздник Вознесения Господа нашего Иисуса Христа

Накануне вечером настоятель собора протоиерей Сергий Лоскутов возглавил Всенощное бдение. Ему сослужили иереи Сергий Соколов, Николай Батищев, Михаил Герасимов, протодиакон Владимир Красненков, диаконы Сергий Сурков и Дионисий Лавров. В сам день праздника, 28 мая, протоиерей Сергий Лоскутов в сослужении клириков Успенского собора совершил Божественную Литургию. По окончании Литургии был отслужен праздничный молебен.

Вознесение Господне

Во имя От­ца и Сы­на и Свя­то­го Ду­ха! 

Хри­стос Спа­си­тель во вре­мя Сво­ей зем­ной жиз­ни лю­бил уда­лять­ся в го­ры, где небо ка­за­лось бли­же и бы­ли вид­ны ши­ро­кие про­сто­ры зем-ли. В пу­стыне, ко­гда Он был ис­ку­ша­ем дья­во­лом, но от­верг все его со-блаз­ны, Он сто­ял на та­кой вы­со­кой го­ре, что, ка­за­лось, от­ту­да вид­ны все цар­ства ми­ра. А на дру­гой го­ре Он мо­лил­ся, и ли­цо Его про­си­я­ло, и одеж­да ста­ла бе­лой и свер­ка­ю­щей – это бы­ло Его Пре­об­ра­же­ние. У Еле­он­ской го­ры Он ча­сто оста­нав­ли­вал­ся но­че­вать со Сво­и­ми уче­ни-ка­ми. Го­ра на­хо­ди­лась неда­ле­ко от Иеру­са­ли­ма. И там, на по­ро­ге Сво-их стра­да­ний, Гос­подь го­во­рил сво­им уче­ни­кам о том, что бу­дет с ми-ром, с людь­ми, что бу­дет с Иеру­са­ли­мом.
И вот по­сле то­го, как Он явил­ся уче­ни­кам, Он под­нял­ся с ни­ми имен-но на эту лю­би­мую Еле­он­скую го­ру. Мы не зна­ем, бы­ло ли то утро или ве­чер, но от­ту­да, с вер­ши­ны, от­кры­ва­лись пе­ред ни­ми хол­мы, до­ли-ны, и го­род, ле­жав­ший у их ног, – Иеру­са­лим, в ко­то­ром жи­ли пра­вед-ни­ки и греш­ни­ки, про­ро­ки и убий­цы, ца­ри и свя­щен­ни­ки. Гос­подь сто­ял на том са­мом, мо­жет быть, ме­сте, где Он пред­ска­зы­вал бу­ду­щее ми­ра. И от­сю­да, по­сы­лая сво­их уче­ни­ков, Он го­во­рил: «Как Отец по-слал Ме­ня в этот мир, так те­перь Я по­сы­лаю вас». А они сто­я­ли роб-кие, ра­дост­ные, не уве­рен­ные, не знав­шие, что даль­ше бу­дет. И один из них спро­сил: «Мо­жет быть, Ты, Гос­по­ди, те­перь Цар­ство воз­двиг-нешь для Иеру­са­ли­ма?» Не зна­ли они, ку­да Он их по­сы­ла­ет и за­чем. Но по­том они про­све­ти­лись Ду­хом Бо­жи­им, и Дух Бо­жий ука­зал им и путь, и дал им си­лу Сло­ва.
А меж­ду тем Гос­подь под­нял ру­ку и бла­го­сло­вил их, бла­го­сло­вил и всех, ко­го они по­том про­све­тят, и всех их по­том­ков, и все сот­ни, ты­ся-чи и мил­ли­о­ны лю­дей: «Да­на Мне вся­кая власть, – ска­зал Он, – на небе и на зем­ле». Рань­ше Он был под­чи­нён на­шим че­ло­ве­че­ским за-ко­нам, нуж­дал­ся в пи­ще и во­де, в сне и от­ды­хе, а те­перь Он всё по­бе-дил, по­бе­дил да­же смерть. По­сле Вос­кре­се­ния Он ска­зал: «Да­на Мне вся­кая власть на небе и на зем­ле». Всё те­перь при­те­ка­ет к Нему, весь мир по­сте­пен­но бу­дет под­чи­нять­ся Гос­по­ду Вос­крес­ше­му, – не в один час, не в один день, не в од­но сто­ле­тие, но – в те­че­ние дол­го­го вре­ме-ни – всё под­чи­нит­ся Гос­по­ду Иису­су.
Ко­гда Он бла­го­слов­лял их, то об­ла­ко от­де­ли­ло Его от них. Это об­ла­ко и те­перь ещё не ис­чез­ло: мы не ви­дим Хри­ста сво­и­ми те­лес­ны­ми гла­за-ми, но Он оста­ёт­ся здесь на зем­ле. Он на зем­ле – Он и на небе, Он Бог – Он и че­ло­век. Он в веч­но­сти – Он и с на­ми в на­шей ко­рот­кой жиз­ни; мы мо­жем при­кос­нуть­ся к Нему, мо­жем услы­шать Его го­лос, по­то­му что Гос­подь с на­ми.
Вот по­че­му Цер­ковь по­ёт сло­ва тро­па­ря: «Воз­несл­ся еси (Ты воз­нёс­ся) во сла­ве, Хри­сте Бо­же наш, ра­дость со­тво­ри­вый уче­ни­ком (уче­ни-кам)…». Ка­за­лось бы, ка­кая же ра­дость, ко­гда они с Ним рас­ста­ют­ся, ко­гда боль­ше Он не бу­дет яв­лять­ся им в зри­мом об­ра­зе? Од­на­ко эта ра­дость бы­ла, по­то­му что Он остал­ся с ни­ми во­ве­ки, остал­ся с на­ми, с каж­дым, кто Его лю­бит, по­то­му что Он – Спа­си­тель, при­шед­ший в мир спа­сти греш­ных, «от них же пер­вый есмь аз». Ра­дость пре­бы­ва­ния с Гос­по­дом все­гда – вот что зна­чит Воз­не­се­ние. Он те­перь не в Иеру­са­ли­ме, не в Виф­ле­е­ме, не в На­за­ре­те, не на го­ре или в до­лине, у мо­ря или в го­ро­де, а – всю­ду. Он вос­сел одес­ную (по пра­вую сто­ро­ну) От­ца, Он пре­бы­ва­ет там, где Бог пре­бы­ва­ет – по­всю­ду. По­это­му в лю-бом ме­сте зем­ли, в лю­бое вре­мя дня и но­чи, мы все­гда мо­жем при-звать Его, и Он бу­дет ря­дом с на­ми. Он – наш Гос­подь, и Он бу­дет слы-шать нас все­гда, по­то­му что Он с на­ми во все дни до скон­ча­ния ве­ка. Аминь.

Про­то­и­е­рей Алек­сандр Мень