Наставления Свт.Иннокентия, еп.Пензенского и Саратовского

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы начинаем цикл публикаций наставлений Святителя Иннокентия, епископа Пензенского и Саратовского. Предлагаем вашему вниманию первую публикацию.

О воле Божией и Промысле

Опечалило вашей скорбью о недостатке духовных руководителей. Нет, их много, только надо уметь их примечать и извлекать то, чему они учат нас. Господь Иисус Христос посылает их каждый час, только наши глаза слабы – не видят или не хотят видеть их. Например, иной человек нас искушает рассеянностью – тем самым учит постоянству. Иной искушает раздражением, оскорблением – учит любви. Иной – пустословием, празднословием, а значит, учит твердой внимательности к размышлению о путях спасения.

***

Привыкайте взирать на каждого человека с тем, чтобы от него научиться чему-нибудь духовному. Взирайте на него как на духовную книгу, раскрытую перед вами Самим Господом. Увидите из сего скорую пользу вашей душе. Господу угодно окружать нас всеми и всем тем, что нужно. Кроме того, вы имеете книги и умеете читать их. Вот руководство.

***

Господи, Ты близ нас, Ты с нами, Ты знаешь, чему надо научить нас и в чем мы нуждаемся. Для Тебя все удобно и сообразно, но неудобны, несообразны наши помышления и сердца! Когда Тебе неугодно наставлять нас обыкновенными путями, то это значит, что Ты хочешь наставить нас необыкновенными или заставить молиться, просить, искать, плакать, сокрушаться душой, смиряться до настоящего смирения, ибо Ты Сам кроток и смирен сердцем.

Ты непрестанно учишь нас или терпению, или любви, или смирению, или молитве, или кротости, или милосердию, или многим добродетелям в совокупности! Поблагодарим Господа за все, что с нами происходит. Действительно, от руки Господней, как от невидимого Врача, подается врачевство духовное: все случающееся и окружающее нас!

***

Господь Сам глаголет, только мы не разумеем. И глаголет непрестанно: то в тварях, то в подобных нам людях, то в книгах

Господь Сам глаголет, только мы не разумеем. И глаголет непрестанно: то в тварях, то в подобных нам людях, то в книгах. Если же Он не удостаивает нас Своею благостью, то нам, надеясь на Него, все предавать Ему же, покоряться Его воле, вверять Ему судьбу людей и свою судьбу должно от всего сердца. Такое упование и такая преданность сохранят в чистоте наше сердце, управят всеми вещами лучше, нежели все умы человеческие. Только предав Господу все, должно не сомневаться в том, не колебаться мыслями, не ослабевать в вере, что Всемогущий все может; не вставлять своих, по видимости прекрасных распоряжений – словом, не мешать своей воли с волей Божией, коей подобает преданность и полное доверие. Господи! Как трудна такая преданность из-за нашего своеволия! Сия добродетель, как зерно духовное, должна расти. Вдруг ее не получить, но решимость должна быть «вдруг» и должна оставаться всегда. Сами себя, друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим!

***

О Иисусе Христе! Ниспосли Твой покой нам, обременяемым: мне – болезнью, вам – суетами или заботами житейскими! Ему Единому все предадим и от Него Единого всего ожидать, надеяться и молить будем. Господи! Куда идем? «Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Ин. 6: 68), Ты источник жизни, Ты сама жизнь, Ты – все для душ наших. Чего же, и где же, и для чего искать нам?

Горе наше в том, что мы неверны, что плоть окаянная удаляет нас от Тебя, что грех, царствующий в теле нашем, не дает места Твоей благодати! С грехом частое забвение о Тебе, как мрак, сокрывает Тебя… Господи, прости сию слабость, отпусти сему неистовству ума и сердца и помози неверию и маловерию!