В день памяти Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных протоиерей Сергий Лоскутов совершил Божественную Литургию в Успенском кафедральном соборе

В канун праздника, 20 ноября, настоятель Успенского кафедрального собора протоиерей Сергий Лоскутов совершил Всенощное бдение. Ему сослужили иереи Сергий Соколов, Николай Батищев, Михаил Герасимов и протодиакон Владимир Красненков.

21 ноября протоиерей Сергий Лоскутов возглавил Божественную Литургию в сослужении клириков Успенского кафедрального собора. По окончании Божественной Литургии бал отслужен молебен перед иконой Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных.

Слово в день праздника в честь Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных

Каждому разумному и свободному созданию Божию для достижения главной цели его бытия, для стяжания вечной и блаженной жизни в Боге и с Богом необходимо пройти через горнило трудных и ответственных нравственных испытаний. Только на этом пути оно может стать подлинно свободным и счастливым, может развить и укрепить богодарованные духовные силы и способности, соделаться непричастным н неподвластным никакому злу и греху.

Слово Божие говорит нам, что самыми первыми из сотворенных Богом существ подверглись испытанию в верности своему Создателю бесплотные духи или Ангелы, среди которых, несмотря на все обилие света, радости и красоты в этом первозданном горнем мире, нашелся отступник и возмутитель, сумевший посредством обольщения увлечь за собой некоторое число приверженцев, которые безрассудную вражду против Бога предпочли блаженному общению с Ним.

«И произошла на небе война,– говорит Тайнозритель святой апостол и евангелист Иоанн Богослов. – Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли… и низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним«(Откр.12:7-9).

Падший ангел, некогда светозарный Денница, а ныне возгордившийся мятежный дух злобы и противления, стал таким образом родоначальником зла, князем мрачного царства вражды и ненависти, извечным врагом своего Творца. А когда на земле появился человек, этот прекрасный «венец творения» Божия, то диавол всю силу своей ярости и коварства сосредоточил в усилиях, направленных на то, чтобы вовлечь человека в грех и духовную погибель. Мы знаем, что это отчасти и удалось ему, когда он лестью и обманом склонил наших прародителей к преслушанию божественной заповеди и стал таким образом, говоря словами Самого Господа и Спасителя нашего, «человекоубийцей от начала» (Ин.8:44).

Однако большинство Ангелов остались верными Богу. Одержав нравственную победу и окончательно утвердившись в делании только добра, они стали »торжествующим собором« (Евр.12:23), могущественным небесным воинством, верными служителями воли Божией, распространителями и воспевателями или провозвестниками Божественной славы. Их возглавил Архангел Михаил, Архистратиг силы Господней (И.Нав.5:14), самое имя которого, означающее восклицание: «кто как Бог!», свидетельствует о его пламенной ревности о славе Божией и преданности Господу Вседержителю.

Богооткровенное и Священное Предание Церкви называет имена семи высших Архангелов, двое из которых, именно Михаил и Гавриил, именуются в одном из канонов бесплотным силам «двоицей первенствующей архангельскому собранию». То же Священное Предание говорит нам о существовании девяти чинов Ангельских, из которых высшими являются шестикрылые Серафимы, многоочитые Херувимы и богоносные Престолы. К бесчисленным ликам Небесных сил бесплотных принадлежат и наши Ангелы-хранители, которых неизреченная любовь Божия даровала каждому из нас при святом крещении как могущественных покровителей и защитников от всякого зла.

Все, без исключения, Ангелы Божии, ведомые нам по имени и неведомые, все, кого мы сегодня благоговейно чтим вместе со всей Святой Православной Церковью, суть, по словам святого апостола Павла, «служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Евр.1:14). Все они радостно и свободно посвящают себя бескомпромиссной борьбе со злом, оберегают нас от соблазнов и греховных падений, помогают нам каяться и исправляться, – словом, в каждом из нас стараются при содействии благодати Св. Духа довести до конца то, что было начато нашим Искупителем и Господом, Единородным Сыном Божиим, явившимся для того, чтобы разрушить дела диавола (1Ин.3:8).

Человек – это одно из самых совершенных и любимых творений Божиих. Кажется, нет такого блага, которым не одарил бы нас Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения (2Кор.1:3). Во время совершения святой Евхаристии, этой таинственной службы благодарения, предстоятель такими словами прославляет Его от лица всей молящейся общины христиан:

«Ты воистину свят и пресвят, и невозможно измерить величие и красоту святости, являемой в делах Твоих … Создав человека из персти земной и оказав ему честь быть носителем Твоего образа, Ты ввел его в рай, в это место радости и блаженства, обещав ему, под условием соблюдения Твоих заповедей, бессмертную жизнь и наслаждение вечными благами. Но он не послушался Тебя, своего истинного Бога и Создателя, и, увлекшись обольщением врага, подпал чрез грех осуждению на смерть, и праведным судом Твоим был изгнан из рая в этот мир, так что сбылись над ним слова: «ты прах, и в прах возвратишься»..! Но Ты, Господи, не отверг Твое создание окончательно, но восхотел устроить ему спасение и даровать ему новую жизнь в Самом Христе Твоем… Ты явил человеку несказанное обилие милосердия: Ты посылал пророков, Ты творил знамения и чудеса руками святых Твоих, верно служивших Тебе в каждом поколении. Устами пророков Ты возвестил о имеющем наступить спасении. Ты дал в помощь человеку Твой священный закон. Ты поставил Ангелов Твоих хранителями людей и народов. Когда же пришла полнота времен, Ты послал в мир Твоего Единородного Сына, Который … воплотился от Святой Девы Марии, стал подобным нам человеком, жил среди нас… претерпел крестные страдания и Своим воскресением открыл людям путь к воскресению для будущей жизни…»

Так много сделала для нас любовь Божия! И сколь немногое, и притом способное сделать нас счастливыми в самом процессе делания, требуется от нас в ответ на эту беспримерную любовь!.. Мы должны взять на себя благое иго кроткого и доверчивого послушания воле Божией и понести легкое бремя посильного следования за Христом – следования, совершаемого в терпении, в труде любви, в удалении от всего недостойного, низкого, порочного…

О, если бы каждый из нас от самого младенчества был научен этому благословенному послушанию и, возрастая нравственно в атмосфере благодатного влияния Церкви, неуклонно и радостно совершал бы святой подвиг следования за Христом! Сколько счастья дано было бы пережить каждому из нас еще здесь, на земле, и сколько добра было бы совершено чрез наше посредство во благо окружающим людям и во славу нашего Творца и Спасителя! Но увы … озираясь на пройденный нами жизненный путь и трезво и честно оценивая свои дела, свое душевное настроение, не бываем ли мы вынуждены сознаться в том. что слишком мало жили для Господа, слишком легко уклонялись на стези порока и заблуждения и так мало совершили из того, к чему были призваны от купели святого крещения!

«От юности моея мнози борют мя страсти…» – говорит вдохновенный церковный песнописец, влагая в эти слова всю горечь нашего осознания неверности своему долгу, всю силу раскаяния, которым должно проникнуться наше сердце, если оно еще не в конец остыло и очерствело.

Приступая к святому Причастию, мы, с сокрушением сердца, исповедуем пред Господом наше нравственное убожество, полную несостоятельность пред судом нелицеприятной правды Божией. «Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит?… Аз бо есмь пучина греха, и несмь достоин, ниже доволен воззрети и видети высоту небесную от множества грехов моих, ихже несть числа…»

А в одной из молитв на сон грядущий мы произносим и такие, полные печали слова: «Суда Твоего, Господи, боюся и муки бесконечные, злое же творя, не престаю…» И невольно приходит в голову мысль, что уже давно мог бы свершиться над нами грозный приговор, осуждающий на отвержение от лица Божия, на вечную погибель… Но Господь наш щедр и милостив, долготерпелив и многомилостив (Пс.102:8). Он не хочет смерти грешника (Иез.33:11) и употребляет все богатство благости, кротости и долготерпения (Рим.2:4), чтобы привести нас к спасительному покаянию.

Уверив нас в милосердии и долготерпении Божием, Слово Божие открывает и то, что это милосердие и долготерпение Господь являет нам при служебном посредстве чистых и святых духовных созданий – ходатаев и заступников, дерзновенно молящихся о помиловании нас Господом, несмотря на все наше недостоинство.

Ангел-хранитель – это наш верный друг и наставник. Он любит нас, смотрит в нашу душу любящим, нежным, светлым и чистым взором, радуется, видя добрые намерения и поступки, скорбит о греховных падениях, неустанно молится о нас, терпеливо ожидая нашего исправления. «Все образы терпения, которые мы знаем, – говорит один православный пастырь и богослов, – мать, все прощающая и все отдающая своему негодному, блудному сыну… друг, или брат, или сестра, пытающиеся помочь духовно опустившемуся близкому человеку, – все это только образы того терпения, той любви, которую являет к нам наш ангел-хранитель».

Совершая подвиг нашего земного бытия, подвиг нравственного очищения и приготовления к будущей вечной жизни, как нуждаемся мы в духовной поддержке со стороны святых Ангелов Божиих, имеющих собственный великий опыт борьбы и победы над мировым злом. И недаром святая Церковь постоянно молится и всех нас учит молиться о том, чтобы Господь «оградил нас святыми Своими Ангелами», «заповедал им сохранять нас на всех путях наших», даровал нам «Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших».

Желая дать нам повод к частому воспоминанию и размышлению о мире святых Ангелов Божиих, о благотворном влиянии его на всю нашу жизнь, Православная Церковь на северных и южных дверях алтарей многих своих храмов изображает двух великих начальников небесного воинства: Михаила с объятым пламенем мечем и Гавриила с цветущей райской ветвью. Пламенеющий меч архангела Михаила символизирует ту ревность о славе Божией, которая вдохновляла все верные Богу бесплотные силы в их борьбе против восставшего Денницы. Райская ветвь архангела Гавриила напоминает о «главизне нашего спасения», о событиях Благовещения Пресвятой Деве Марии и воплощения от Ее чистых и девственных кровей Божественного Искупителя, пришедшего сокрушить главу древнего змия и человекоубийцы.

События, о которых говорят эти святые изображения, раскрывают пред нами дивную силу любви Божией к человеческому роду. Но они уверяют и в том, что Ангелы Божии, как благоговейные служители тайн божественого домостроительства, как «служебные духи, посылаемые на служение для имеющих наследовать спасение», по первому нашему молитвенному зову готовы придти нам на помощь, поддержать нас в борьбе с грехами и соблазнами, укрепить в подвиге испытания нашей верности, зажечь в сердцах наших огонь неугасимой ответной любви к Богу.

Станем же, дорогие братия и сестры, чаще и усерднее прибегать в наших молитвах к помощи этих дивных служителей Божественный славы. Будем воздерживаться от всего, что может опечаливать их и препятствовать их молитвенному ходатайству за нас пред Богом. Ныне же, благоговейно взирая на чистые огнезрачные лики небожителей, изображенные на многих святых иконах, вознесем к ним, вместе со всей Православной Церковью Христовой, наше благодарное славословие: «Величаем вас, святый Архистратиже Божий Михаиле, святии Архангели и Ангели, и вся воинства, многоочитии Херувимы и шестокрилатии Серафимы, славящие Господа». Аминь.

(Протоиерей Ливерий Воронов. Санкт-Петербургская Духовная Академия. Архив журнала «Христианское чтение»).