В день Рождества Пресвятой Богородицы в Успенском кафедральном соборе г. Пензы прошли праздничные богослужения

21 сентября 2019 года, в день Рождества Божией Матери, в Успенском кафедральном соборе г. Пензы были совершены две Божественные Литургии. Раннюю Литургию возглавил настоятель собора протоиерей Сергий Лоскутов. Ему сослужили иерей Сергий Соколов и протодиакон Владимир Красненков. По окончании богослужения протоиерей Сергий Лоскутов поздравил всех с Праздником и обратился к молящимся со словом проповеди. После Литургии был отслужен водосвятный молебен и панихида. Позднюю Литургию возглавил иерей Дионисий Сушко, ему сослужил иерей Павел Когельман.

«Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней…». В сегодняшний день мы, дорогие братия и сестры, празднуем Рождество Пресвятой Богородицы. Это событие является одним из важнейших ключевых моментов в начале новозаветной истории человечества. «Сей день Господень, радуйтеся людие,» — поет Святая Церковь. Среди тьмы языческого многобожия, в котором погрязло большинство ветхозаветного человечества, Рождество Божией Матери явилось радостной зарей пред восходом Солнца Правды – Христа Бога. Восприятие Богом человеческой природы – это чудо из чудес. Но как соединить «Святейшее всея твари» с греховным человеческим естеством? Грехопадение привело к сильнейшему повреждению человека, который стал более тяготеть ко злу, чем к добру. Но Бог, промышляя о его спасении, приготовил Себе святой престол на земле. Митрополит Антоний Сурожский пишет: «Божия Матерь родилась как последнее, заключительное звено длинной цепи людей… которые на протяжении всей человеческой истории боролись… дабы на первом месте в их жизни был Бог, и они поклонились бы Ему в истине и послужили Ему со всей верностью.… И постепенно, из столетия в столетие, они подготовили Наследницу своего рода, Которая должна была родиться, как и всякий младенец, в ряду добра и зла, греха и святости, но была бы таким ребенком, который изберет добро с самого начала и будет жить в чистоте и во всецелой верности своему человеческому величию…».

Божия Матерь родилась от праведных Иоакима и Анны, которые, долгое время будучи неплодными, не роптали на Бога, но молили Его явить им свою великую милость. Господь, испытав их веру, не посрамил твердого упования: «от неплоднаго корня вырастил для нас живоносный сад ­- Матерь Свою…». Почему же необходимо было такое чудо, почему Божия Матерь родилась от неплодной? Преподобный Иоанн Дамаскин, отвечая на этот вопрос, пишет, что, необходимо было малыми чудесами приготовить путь главнейшему чуду человеческой истории – Боговоплощению. Природа праматери Анны уступила Божественной благодати, ибо «надлежало родиться первородной, чтобы родить Перворожденного всей твари…».

«Рождество Пресвятой Богородицы — день Господень, — писал святитель Иннокентий Херсонский. – В этот день не только Иоаким и Анна разрешились от неплодства, но вместе с ними все человечество… В Пресвятой Деве Марии исполнились ветхозаветные чаяния и пророчества о Рождестве Мессии…».  Рождение Божией Матери стало первым шагом к исправлению того, что было совершено некогда Адамом и Евой. В церковных песнопениях мы сегодня слышали: «Радуйтеся с нами… Адаме и Eво днесь: яко имже древле преступлением затвориша рай, плод благославен нам дадеся, Богоoтроковица Мариа, отверзающи eго всем вход». Святые отцы неустанно прославляют высшую степень приближения Божества к благодатному единению с человечеством в лице предызбранной Девы, рожденной по обетованию Божию. По словам преподобного Андрея Критского, нынешний праздник явился пределом закона и ветхозаветных прообразований, служа нам дверью к благодати, истине и обновлению человеческого рода. «Дева рождается и готовится быть Материю Царя всех – Бога. Дева становится посредницею между величием Божества и ничтожеством плоти».

Итак, дорогие братия и сестры, прославляя великое и славное Рождество Пречистой Богоматери, разрешившее от неплодства ее родителей, мы должны просить Ее, чтобы Она помогла и нам разрешиться от духовного неплодия, от ежедневного сеяния дел смерти духовной и принести плод святости и вечной жизни. Ведь Она наша Мать, великая Заступница рода христианского. Будем же неустанно призывать Ее, стараться следовать Ее жизненному примеру, и тогда Бог призрит и помилует нас, как некогда призрел Он «на смирение рабы Своея…». Аминь.