В канун праздника Преображения Господня клирики Успенского кафедрального собора совершили Всенощное бдение

18 августа 2019 года, в канун праздника Преображения Господня, клирики Успенского кафедрального собора совершили Всенощное бдение. Возглавил богослужение настоятель Успенского кафедрального собора протоиерей Сергий Лоскутов. Ему сослужили иереи Дионисий Сушко, Сергий Соколов, Николай Батищев, Вячеслав Шигуров, Павел Когельман, протодиакон Владимир Красненков, диаконы Сергий Сурков, Михаил Герасимов и Николай Горячев.

За 40 дней до того, как Господь был предан позорной смерти за наши грехи, Он открыл троим Своим ученикам славу Своего Божества.

«И по прошествии шести дней взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лицо Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет» (Мф. 17, 1-2). Это-то событие и имел в виду Господь, когда Он сказал: «есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти пока не увидят Сына человеческого грядущего в Царстве Своем» (Мф. 16, 28). Таким образом, вера учеников была укреплена и приготовлена к испытанию предстоящих страданий и смерти Спасителя; и они могли видеть в них не только человеческое страдание, а совершенно вольную страсть Сына Божия. Ученики также видели Моисея и Илию, беседующих с Господом, и тогда поняли, что Он Сам не Илия или один из пророков, а кто-то намного выше: Кто мог призвать закон и пророков быть Ему свидетелями, т.к. Он был исполнением обоих.

Три паремии (ветхозаветные чтения) этого праздника относятся к явлению Бога Моисею и Илие на горе синайской, ибо весьма уместно, чтобы величайшие Боговидцы Ветхого Завета присутствовали при явлении славы Божией в Новом Завете, впервые видя Его человечество так же, как ученики впервые видели Его Божество.

Преображение Господне, считаясь Церковью одним из двунадесятых праздников, уже в IV-ом веке имело видное место в церковном календаре, как мы видим из проповедей и поучений таких великих Отцов Церкви как святитель Иоанн Златоуст, преподобный Ефрем Сирин и святитель Кирилл Александрийский; истоки праздника восходят к первым векам христианства. В том же IV-ом веке святая царица Елена воздвигла в честь праздника храм на Фаворской горе, на самом месте Преображения. Несмотря на то, что воспоминаемое событие произошло в феврале, за 40 дней до распятия, праздник был перенесен на месяц август, т.к. неуместно было отмечать славу и радость праздника среди покаянной скорби Великого Поста. Шестой день августа был выбран потому, что он приходился за 40 дней до праздника Воздвижения Креста Господня (14-го сентября по старому стилю), когда снова воспоминались Страсти Господни.

Православное богословие видит в Преображении Господнем прообраз Его Воскресения и Второго Пришествия, и более того — учитывая, что каждое событие церковного календаря имеет отношение к личной духовной жизни — видит преображенное состояние христиан при конце мира. В прообразе будущей славы воспоминаемой в этом празднике, Святая Церковь утешает своих чад видением вечной блаженной славы, которая воссияет после тех временных скорбей и лишений, которыми полна наша земная жизнь; в славе этой будут участвовать все верующие.

В православной Церкви есть благочестивый обычай приносить на этот праздник фрукты для освящения; и это приношение Богу тоже имеет свой духовный смысл. Как фрукты зреют и спеют под лучами летнего солнца, так и человек призван духовно созревать и преображаться под влиянием света Божественного Слова и Таинств. Некоторые святые (как, например, преподобный Серафим Саровский), посредством животворящей благодати еще при жизни воссияли перед людьми этим несозданным Светом Божественной славы; и это еще одно указание нам той высоты духовной, к который мы, как христиане, призваны, и того состояния, которое нас ожидает — преобразиться по образу и подобию Того, Кто преобразился на горе Фаворской.

(Иеромонах Серафим (Роуз))