Светлая неделя (Светлая седмица, Пасхальная неделя) — это следующая за праздником Пасхи седмица, которая включает пасхальное воскресение и последующие шесть дней до Фоминой недели. Составные дни Светлой недели также имеют свое соответствующее название: Светлый понедельник, Светлый вторник и так до Светлой субботы включительно.
Праздничное богослужение в дни Светлой недели совершается при открытых царских вратах: открытый алтарь символизирует в этом случае образ Гроба Господня, от которого ангел отвалил камень, а также открывшийся вход в Царствие Небесное, который обретаем благодаря Искупительной Жертве и Воскресению Христову.
Всю неделю совершается праздничный колокольный перезвон, причем на колокольню допускаются все желающие христиане и могут звонить в любое время, как пишет о том в своем «Уставе» свт. Арсений Уральский: «желающие звонят во всякое время, и кроме службы».
В духовном смысле Светлая седмица является для нас прообразом будущего века и нескончаемой радости Общего Воскресения в Царствии Небесном, куда сможем войти, если достойно послужим здесь Христу Богу, как в молитвенном песнопении, так и в добрых делах по отношению к своим ближним, чтобы сбылось и на нас святое Евангельское обетование о спасении.
На Светлой неделе служба поется по пасхальному чину: опускается псалтырь, отменяются земные поклоны и обычное поминовение усопших, а также пост для среды и пятницы. Минейные службы на Светлой седмице опускаются, так как каноны соответствующим святым вычитываются заранее, на павечериях во время Великого поста. Исключения встречаются в том случае, если на седмицу выпадают двунадесятые праздники (Благовещение) или память особо почитаемых святых, как, например, св. влмч. Георгий. По окончании литургии положено совершать крестный ход в память о женах-мироносицах, шествовавших в Пасхальную ночь ко Святому Гробу. В Светлый вторник по Триоди Цветной поется бденная служба Пресвятой Богородице Одигитрии.
Домашний устав Светлой седмицы также имеет свои особенности. Вместо повседневных полунощницы и павечерия поются пасхальные часы. За дневной и вечерней трапезой обычные молитвы заменяет трехкратное пение «Христос воскресе». Рекомендуется также пение пасхального молебна с каноном (особенно для тех, кто по каким-либо причинам не может присутствовать за богослужением), так как домашнее правило в эти дни имеет значительное сокращение по времени по сравнению с привычным молитвословием.
С начала Светлой седмицы перед царскими вратами полагается священный хлеб, называемый «артос». Он символизирует «часть Господню», которую ставили на своей трапезе святые апостолы по Воскресении Христовом, веруя, что Господь всегда незримо присутствует посреди них. Апостолы оставляли незанятым центральное место за столом и клали перед ним свою часть хлеба. Позднее этот обычай вошел в церковное богослужение и был определен уставным порядком. По окончании литургии Светлой Субботы артос раздробляется и раздается на вкушение молящимся. В настоящее время этот обычай сохраняется в приходах, где есть епископская кафедра.
С артосом также соединяется и древнее церковное предание, что апостолы оставляли за столом часть хлеба и для Пречистой Матери Господа, в напоминание постоянного общения с Ней, и после трапезы благоговейно делили эту часть между собой.