Неделя 30-я по Пятидесятнице, перед Рождеством Христовым: свв. отец

31 января (18декабря) Святая Церковь празднует Неделю 30-ю по Пятидесятнице, перед Рождеством Христовым, святых отец.

В этот день в Успенском соборе были совершены праздничные богослужения: Всенощное бдение с литией, две Божественные Литургии.

Богослужения возглавил настоятель собора в сослужении духовенства.

Позднюю Литургию совершил иерей Николай Батищев.

В Неделю свв. Отец за Божественной литургией читается 1-я глава Евангелия от Матфея, содержащая, во-первых, родословие Господа Иисуса Христа и рассказ о сомнениях прав. Иосифа Обручника, когда тот узнал о беременности Пресвятой Девы Марии, и о разрешении этих сомнений.

Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова.
Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его;
Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама;
Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона;
Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея;
Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею;
Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу;
Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию;
Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию;
Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию;
Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон.
По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля;
Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора;
Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда;
Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова;
Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос.
Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов.
Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго.
Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее.
Но когда он помыслил это, — се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго;
родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.
А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит:
се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог.
Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою,
и не знал Ее. [Как] наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.

Мф. 1:1-25.
Древо Иессеево (Родословие Иисуса Христа). Вторая половина XVII века, ГТГ
свв. Отцы

Здесь же находится ссылка на пророчество Исаии:

Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил

Ис. 7:14

Так же мы видим здесь слова о девственности Марии, рождении Христа и о том, что Иосиф нарек Ему имя Иисус.

Это родословие часто называют «Официальным». Оно частично отличается от родословия из Евангелия от Луки и именуется так потому, что в нем перечислены предки именно Иосифа, который не был земным отцом Иисуса Христа.

Но официально Господь Иисус считался сыном Иосифа, а следовательно, как и Иосиф, Иисус являлся законным наследником царской власти в Иудее и Израиле, что и показано в родословии.

Само слово «Христос», то есть Помазанник, на это и указывает: Царь и/или Священник, поскольку помазывали в Ветхом Завете священников и царей.

Наименование Недели святых Отец в узком смысле слова отсылает к этим «отцам» из евангельского родословия, от Авраама (с которого начинает родословие евангелист Матфей) и до Иосифа.

Праведному Иосифу, равно как и еще одному царственному предку Христа — Давиду («идеальному» царю древности; недаром Самого Христа первые христиане иногда называли Новым Давидом), — будет посвящено воскресенье после Рождества, а в службе Недели святых Отец говорится преимущественно о других древних святых: патриархах Аврааме, Исааке и Иакове; пророке Моисее; трех Вавилонских отроках и пророке Данииле.

В стихире на литии круг воспоминаемых праведников расширяется максимально широко: от Адама и до Иоанна Крестителя:

Праотцев собор, празднолюбцы приидите, псаломски да восхвалим, Адама
праотца, Еноха, Ноя, Мелхиседека, Авраама, Исаака и Иакова: по законе
Моисеа и Аарона, Иисуса, Самуила и Давида, с нимиже Исаию, Иеремию,
Иезекииля, и Даниила и дванадесять, купно Илию, Елиссеа, и вся: Захарию, и
Крестителя, и проповедавшыя Христа, жизнь и Воскресение рода нашего.

С этой стороны служба Недели святых Отец сближается по содержанию со службой предыдущего воскресенья, Недели святых Праотец. У них даже общий кондак (посвященный трем Вавилонским отрокам — его же пели и на их память 17 декабря, — при том, что Вавилонских отроков никак нельзя считать предками Христа по плоти), а тропарь Недели святых Отец и тропарь Недели святых Праотец были в древности оба вместе тропарями наступающего воскресенья.