4 ноября (22 октября) Святая Церковь совершает празднование Казанской иконы Божией Матери, а вместе с тем отмечается государственный праздник: День народного единства.
В этот день в Успенском соборе были совершены праздничные богослужения: Всенощное бдение с литией и чтением акафиста перед Казанским образом, Божественная Литургия, праздничный молебен.
Часто церковный праздник является воспоминанием того или иного события отечественной истории, однако в наше время церковные и государственные праздники совпадают очень редко. Церковно-государственным праздник в честь Казанской иконы Богородицы становится с 1649 года, когда царь Алексей Михайлович повелел отмечать не только день ее явления, 8 июля, но и 22 октября (даты указаны по старому стилю), в память избавления Москвы и России от поляков.
Он праздновался в течение трех столетий, вплоть до 1917 года. С приходом советской власти традиция отмечать освобождение Москвы прервалась. Но вот, наконец, многовековой праздник Русской Церкви вновь стал государственным — 4 ноября 2005 года впервые отмечался День народного единства, известный всем православным как «осенняя Казанская».
И Церковь, и государство вспоминают в этот день одно событие: освобождение Москвы от поляков в 1612 году, конец Смутного времени.
Наступило Смутное время, Москва была занята иноземцами. Казалось, что Русскому государству приходит конец. И тогда на защиту государства и православной веры встал народ, возглавляемый Патриархом Ермогеном. Первое ополчение, собранное в 1611 году рязанским воеводой Прокопием Ляпуновым, потерпело поражение, и воевода был убит своими же соотечественниками.
Спустя полгода в Нижнем Новгороде Кузьма Минин призвал горожан пойти на защиту Отечества. К нижегородцам присоединились жители других городов, и второе ополчение под руководством князя Дмитрия Пожарского и воеводы Кузьмы Минина шло освобождать Москву со списком (копией) чудотворной иконы Богородицы, явленной в Казани в 1579 году.
По преданию, решающему сражению предшествовал строгий трехдневный пост и усиленная молитва. Божия помощь была явлена, и 22 октября 1612 года Москву освободили от поляков. Междоусобицы Смутного времени закончились, в феврале 1613 года Земский собор избрал царем Михаила Федоровича Романова.
Верующие русские люди были убеждены, что победа над иностранными захватчиками стала возможной благодаря помощи Божией и чудотворному Богородичному образу. Почитание Казанской иконы Богородицы стало общенародным.
Далее, в 1812 году М. И. Кутузов молился иконе Казанской Божьей Матери сразу после назначения его главнокомандующим. А 22 октября, в день празднования Казанской Богородицы, русские войска одержали первую победу над французами. Иконе Казанской Божьей Матери приписывают помощь и в победе в Великой Отечественной Войне. По преданию, маршал Г.К. Жуков возил Казанскую икону по фронтам.
Праздник Казанской иконы Божией Матери теперь навсегда останется в памяти прихожан Успенского собора.
В этот день год назад (4 ноября 2020 г.) перешел в вечность многолетний клирик Успенского собора — протодьякон Владимир Красненков.
В память об отце Владимире была совершена заупокойная панихида, за которой молились прихожане Успенского собора.
Протодиакон Владимир Александрович Красненков родился 14 декабря 1951 года. Хиротонисан во диакона 27 октября 1974 года, получил образование в Московской духовной семинарии.
В 1980 году отец Владимир был награжден двойным орарем, в 1985 году получил сан протодиакона, в 1995 году награжден камилавкой, а в 2016 году получил орден преподобного Серафима Саровского III степени.
Вечная память приснопамятному протодьякону Владимиру!