Неделя 7-я по Пятидесятнице

23 (10) июля святая Церковь празднует Неделю 7-ю по Пятидесятнице, положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве (1625).

В этот день в Успенском соборе были совершены праздничные богослужения: Всенощное бдение с литией, две Божественные Литургии.

Богослужения возглавил протоиерей Сергий Лоскутов. Позднюю Литургию совершил протоиерей Сергий Смолянец.

Положение Ризы Господней в Успенском соборе Московского Кремля. Попов Петр Иванов Костромитин. Середина XVII в. (до 1651 года?). Ярославский историко-архитектурный и художественный музей заповедник, Ярославль

Положение Ризы Господней. История

Риза Господня — бесшовный хитон, полученный по жребию одним из воинов, бывшим при распятии Исуса Христа (Ин. 19:23-24), по преданию, грузином, принесшим ризу в Иверию, где она и сохранилась. По другим сведениям, Честную Ризу Господа не следует отождествлять с Его хитоном — они ясно различаются в Священном Писании:

Воины же, когда распяли Исуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. И так сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей метали жребий (Ин. 19:23-24; Пс. 21:19).

Об обстоятельствах перенесения хитона и ризы из Иерусалима повествуют разные предания: армянские, грузинские, сирийские, не согласующиеся между собой. В отличие от хитона, Риза хранилась не под спудом в основании Мцхетского собора Светицховели, а в его сокровищнице. Персидский шах Аббас I (1571-1629  гг.) прислал ризу в 1625 году царю Михаилу Федоровичу Романову (1596-1645 гг.). В письме шах извещал, что он, покорив Грузию, нашел ризу в ризнице митрополита, сокрытую в кресте. Патриарх Филарет Никитич Романов (ок. 1553-1633 гг.) собрал о ней достоверные сведения, после чего она была торжественно положена в ковчеге в шатер для священных реликвий в Успенском соборе Московского Кремля.

Положение Ризы Господней в Успенском соборе Московского Кремля. Москва. Около 1627 года.

Тогда же был установлен ежегодный праздник Положения Ризы Господней, 23 июля (10 июля ст. ст.), служба для которого составлена Киприаном, митрополитом Крутицким (втор. половина XVI — 1634 гг.). По описи Успенского собора 1627 года, в храме было три части Ризы Господней. Одна часть Ризы называлась большой, вторая — меньшой, а третья предназначалась для ношения по домам  болящих. Кроме того, частицы Ризы посылались по монастырям. Так, уже в 1626 году патриарх Филарет передал малую часть ее в Ипатьевский монастырь под Костромой. Часть Ризы хранилась в Софийском соборе в Киеве, две части — в Санкт-Петербурге (одна в церкви Нерукотворного образа Спаса, находящейся в Зимнем дворце, другая — в соборном храме Петропавловской крепости).

На Западе существует предание, что Риза Господня первоначально найдена была царицей Еленой (ок. 250-330 гг.) в Палестине, перенесена в Трир и в 328 году положена в Трирском соборе. Предание это появляется только в 1196 году, а народное почитание Ризы установлено в 1512 году. Возможно, речь идет о разных частях Ризы.

В 2002 году одна из частей ризы была найдена в Ярославском музее-заповеднике. В 2004 году она была передана Русской Православной Церкви и положена для поклонения в Спасо-Введенском Толгском женском монастыре. С 1 декабря 2007 года находится в Храме Христа Спасителя. О дальнейшей судьбе части Ризы Господней, которая находилась в Успенском соборе, сообщает современная исследовательница Н. Энеева:

По сведениям сотрудников Музеев Московского Кремля, после революции, в 1918 году, хранившиеся в алтаре Успенского собора святыни были перенесены в Крестовоздвиженский монастырь, находившийся неподалеку, в начале Воздвиженской улицы. Когда монастырь закрыли и разрушили, а духовенство его арестовали, святыни были у Церкви конфискованы и помещены в фонды Музеев Московского Кремля, где и сохранялись (подчас с большими трудами и опасностями) музейными работниками в неприкосновенности вплоть до настоящего времени. Среди них находится и ковчег с Ризой Господней, который попал в отдел драгоценных металлов, где хранится и поныне.

Хитон изображен на гербе князей Багратиони (древняя царская династия в Грузии). Девизом герба является латинская фраза «хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху».