28 (15) мая Святая Церковь празднует Неделю 7-ю по Пасхе, отцов Первого Вселенского Собора (325).
В это воскресенье в Успенском соборе прошли праздничные богослужения: Всенощное бдение, две Божественные Литургии.
Раннюю Литургию возглавил протоиерей Сергий Лоскутов в сослужении духовенства собора.
Позднюю Литургию совершил иерей Сергий Соколов.
Первый Никейский Собор — Собор Церкви, созванный императором Константином Великим в июне 325 года в городе Никее. Он продолжался больше двух месяцев и стал Первым Вселенским Собором в истории христианства. Основной задачей Собора было разоблачение лжеучения александрийского священника Ария, который отвергал Божество и предвечное рождение от Бога Отца Сына Божия и учил, что Христос есть только высшее творение. Ересь Ария касалась главного христианского догмата, на котором зиждется вся вера и вся Церковь Христова, который составляет единственное основание всего упования нашего спасения.
Если бы ересь Ария, отвергавшая Божество Сына Божия Исуса Христа, потрясшая тогда всю Церковь и увлекшая за собою великое множество и пастырей и пасомых, одолела истинное учение Церкви и сделалась господствующею, то давно уже не существовало бы само христианство, и весь мир погрузился бы в прежнюю тьму неверия и суеверий. Ария поддерживал епископ Никомидийский (Палестина) Евсевий, очень влиятельный при царском дворе, поэтому ересь получила очень широкое распространение в то время.
И по сей день враги христианства, взяв за основу ересь Ария и дав ей другое название, смущают умы и вводят в соблазн многих людей.
На I Вселенском Соборе участвовало 318 епископов, среди которых были: Афанасий Великий, Спиридон Тримифийский, Никола Мирликийский, Александр Александрийский и другие.
Ложное учение Ария было опровергнуто архидиаконом Афанасием, который, являясь помощником Александрийского епископа Александра, сменил со временем своего учителя на этой кафедре. Собор осудил и отверг ересь Ария и утвердил непреложную истину — догмат: Сын Божий есть истинный Бог, рожденный от Бога Отца прежде всех век и так же вечен, как Бог Отец; Он рожден, а не сотворен, и единосущен с Богом Отцом. Чтобы все православные христиане могли точно знать истинное учение веры, оно было ясно и кратко изложено в первых семи членах Символа Веры.
На этом же Соборе было постановлено праздновать Пасху в первый воскресный день после первого весеннего полнолуния, выходным днем было признано воскресенье вместо субботы, выработано 20 канонов, определено было священникам быть женатыми, установлены были и многие другие правила.
Основными источниками о Никейском Соборе являются работы двух его участников: Евсевия Кесарийского и Афанасия Великого, а также историков позднейшего времени: Руфина Аквилейского, Сократа Схоластика, Созомена, блаженного Феодорита Кирского. Источники называют различную численность участников Собора: принятое ныне число участников, 318 епископов, называли Иларий Пиктавийский, Василий Великий и Афанасий Великий. Запад был представлен по одному епископу из Испании (Осий Кордубский), Галлии, Африки, Калабрии; папа Сильвестр лично не принял участие в Соборе, но делегировал своих легатов — двух пресвитеров.
На Соборе были также делегаты от территорий, не входивших в состав империи: из Питиунта на Кавказе, Феофил Готский из Боспорского царства (Керчи), из Скифии, два делегата из Армении, один из Персии. Большинство епископов было из восточной части империи. Среди участников было много исповедников христианской веры.
Видев же царь Церковь возмущену Арием, повеле созвати вся вселенские епископы, и скоро снидошася в Никею, идеже Арий приведен бысть со единомысленниками своими. И снидошася отовсюду епископи, триста и осьмнадесят, и седоша с царем. Приведоша же Ария и его други на собор, и повеле царь Константин первее Арию глаголати. И рече Арий, не искони Слово Божие бысть, ни тем видимая быша, ни подобен есть Сын Отцу, ни истинен естеством бысть
свт. Иоанн Златоуст. Поучение на собор святых отец 318, сшедшихся на Ария еретика
Как гласит церковное предание, святитель Николай Чудотворец, слыша эти богохульные речи, не сдержался и ударил Ария по щеке, после чего был запрещен в священнослужении. Письменное свидетельство об этом случае находим в творениях митрополита Навпактского и Артского Дамаскина Студита (XVI век), который в своей книге «Θησαυρός» («Сокровище»), излагает сказание, что время Вселенского Собора (325).
Николай «ударил по щеке» злочестивого Ария. Однако вскоре святым отцам было откровение о том, что святитель Николай поступил так по истинной ревности о правде Божией, после чего он был немедленно оправдан и возведен в прежнее свое достоинство.