21 (8) мая Святая Церковь празднует Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом, память апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.
Неделя о слепом — шестое воскресенье по Пасхе. На Литургии читается Евангелие от Иоанна о чуде исцеления Исусом Христом слепорожденного человека, глаза которого Спаситель помазал брением от Своего плюновения, а затем отправил умыться слепого в купели Силоама, после чего слепой от рождения, ко всеобщему удивлению, стал зрячим.
В этот день в Успенском соборе были совершены воскресные богослужения: Всенощное бдение, две Божественные Литургии, пасхальный крестный ход.
Богослужения возглавил настоятель в сослужении духовенства собора. Позднюю Божественную Литургию совершили протоиерей Сергий Смолянец и иерей Сергий Соколов.
Увидев слепого от рождения, который просил милостыню, ученики спросили Господа: «Учитель, кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» Исус же ответил: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии». Христос, плюнув на землю, сделал брение, помазал этим брением слепому глаза и сказал ему: «Пойди, умойся в купальне Силоам». Этот источник находился у подножия горы Сион. Слепой умылся в нем и прозрел. Это чудо привело всех в изумление.
Одни не верили, что это и есть тот самый слепой от рождения, другие говорили, что это он. Стали расспрашивать у слепорожденного, как он прозрел. Он отвечал: «Человек, которого зовут Исусом, сделал брение, помазал мне глаза и велел умыться в купальне Силоамской; я умылся, и вот я вижу». Повели его к фарисеям — а это чудо было совершено в день субботний. На расспросы фарисеев прозревший человек опять отвечал рассказом о чудесном исцелении. Тогда между фарисеями состоялся спор об Исусе. Некоторые говорили: «Этот Человек не от Бога, потому что не хранит субботы; другие же возражали: «Может ли человек грешный творить такие чудеса?»
Спросили исцеленного: «А ты что думаешь о Нем?» «Я думаю, что Он пророк», — ответил тот. Но фарисеи все-таки не убедились и столь явным свидетельством силы Божией. Они усомнились, действительно ли тот человек был слеп, и позвали его родителей, спросив у них, точно ли это сын их и почему он, будучи слепым от рождения, прозрел? Родители слепорожденного знали, что фарисеи ненавидели Исуса и уже решили между собой отлучить от синагоги всякого, кто признает Его за Мессию. В малодушии своем они побоялись навлечь на себя гнев фарисеев, воздав должную честь Тому, Кто исцелил их сына, и потому только отвечали: «Знаем, что это сын наш и что он родился слепым.
Как же он прозрел и кто исцелил его, этого мы не знаем; он сам взрослый; пусть сам расскажет». Тогда фарисеи сказали слепорожденному: «Благодари Бога; мы знаем, что Тот, Кто исцелил тебя, человек грешный». «Грешник ли Он, не знаю, а знаю только то, что я был слеп, а теперь вижу», — отвечал прозревший. Опять фарисеи стали расспрашивать, как он прозрел. «Я уже рассказывал вам, зачем опять спрашиваете? Разве и вы хотите сделаться Его учениками?».
Фарисеи разгневались. «Ты ученик Его, — сказали они, — а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог, а об этом Человеке не знаем, откуда Он». «Удивительно, что вы не знаете, откуда Он, — отвечал человек, — а Он отверз мне очи. Слыхано ли, чтобы кто-нибудь отверз очи слепорожденному? Мы все знаем, что грешников Бог не слушает, но слушает тех, кто чтит Бога и творит волю Его.
Если бы этот Человек не был от Бога, то не мог бы сделать такого чуда». Фарисеи еще более рассердились и выгнали вон прозревшего слепца. Господь Исус Христос узнал об этом и, встретив его, спросил: «Веруешь ли ты в Сына Божия?» «Кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?», — спросил прозревший. «Ты видел Его, и Он говорит с тобою», — сказал Господь. «Верую, Господи!» — воскликнул тогда юноша и поклонился Исусу до земли (Ин. 9:2–38).
Слепой от рождения в результате чуда, совершенного Исусом Христом, обрел зрение не только телесное, но и духовное — он уверовал в то, что Христос — это Сын Божий. А фарисеи, телесно зрячие от рождения, ослепли от своей злобы духовными очами. Они продолжали клеветать на Христа, не веря в величайшее чудо исцеления слепорожденного и негодуя по поводу того, что Исус сотворил чудо в субботу.