Литургию Преждеосвященных Даров в Великий вторник совершил митрополит Серафим

11 апреля 2023 года, в Великий Вторник Страстной седмицы, митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Успенском соборе г. Пензы.

Его Высокопреосвященству сослужили настоятель Успенского собора г. Пензы, секретарь Пензенской епархии митрофорный протоиерей Сергий Лоскутов, ключарь Успенского собора протоиерей Владимир Кэтанэ, протоиерей Владимир Ольхов, иереи Сергий Соколов и Николай Батищев; диаконы Ростислав Горшенев, Богдан Яворский, Сергий Сурков и Александр Кваченко.

Богослужебные песнопения исполнил хор Успенского собора под управлением регента Ирины Болдыревой.

Проповедь перед причастием произнес иерей Сергий Соколов.

По окончании богослужения правящий архиерей обратился к пастве со словом назидания.

Некоторые особенности богослужения первых трех дней Страстной седмицы

В богослужении первых трех дней Страстной седмицы удерживается еще общий покаянный его характер. Но, помимо этого, каждый день посвящается особому воспоминанию, которое отражено в песнопениях и евангельских чтениях на утрени и литургии.

В Великий Вторник воспоминается обличение Господом книжников и фарисеев, Его беседы и притчи, сказанные в этот день в Иерусалимском храме: о дани кесарю, о воскресении мертвых, Страшном суде и кончине мира. В притчах изображается внезапность пришествия Господа (о десяти девах) и праведность суда Божия (о талантах).

В первые три дня Страстной седмицы Устав предписывает прочитывать всю Псалтирь, кроме 17-й кафизмы, читаемой на утрени Великой Субботы.

На утрени, после «Аллилуиа», в первые три дня поется (трижды) особым напевом трогательный и умилительный тропарь: «Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща; недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися; но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас».
Этим тропарем Церковь напоминает нам о внезапном пришествии Судии мира и побуждает нас к духовному бодрствованию.

Вслед за тропарем стихословятся три кафизмы. После кафизм читается (на престоле) особое (для каждого дня) Евангелие (в Понедельник – от Иоанна, зач. 84-е; во Вторник — от Матфея, зач. 90-е; в Среду — от Иоанна, зач. 41-е).

После Евангелия, 50-го псалма, молитвы «Спаси, Боже, люди Твоя…» и возгласа: «Милостию и щедротами…» поется трипеснец Триоди. По окончании трипеснца поется светилен: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь (в него); просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя» (трижды).

В этом светильне мы исповедуем перед Господом свое недостоинство и сокрушаемся и плачем, подобно невесте, оставленной вне брачного чертога.

В первые три дня Страстной седмицы (начиная с вечерни в Неделю ваий) в конце служб бывает особый отпуст: «Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения, Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых…»

В первые три дня Страстной седмицы на 3-м, 6-м и 9-м часах последовательно и сполна прочитывается все Четвероевангелие (в 9 частях) до слов: «Ныне прославися Сын Человеческий…» (Ин. 13, 32). Евангелие читается (на середине храма) после Богородична часа. Порядок выноса Евангелия и каждения бывает такой же, как и на чтении Великих часов.

Паремии, в отличие от паремий Святой Четыредесятницы, взяты из других ветхозаветных книг. Так, на 6-м часе, вместо пророчества Исаии, читается пророчество Иезекииля, созерцавшего дивные образы херувимов на огненных колесницах, движимых Духом. На вечерне в первые четыре дня читается первая паремия не из книги Бытия, а из книги Исход — о бедствиях евреев в Египте и избавлении от них. Эти бедствия служили прообразом духовных бедствий греховного человечества и избавления от них страданиями Спасителя. Вторая паремия на вечерне читается из книги Иова, невинного и безропотного страдальца, служившего прообразом страданий Спасителя.

В первые три дня Страстной седмицы совершается Литургия Преждеосвященных Даров. После пения «Да исправится молитва моя…» и молитвы св. Ефрема Сирина с великими поклонами читается Евангелие, соответствующее воспоминанию каждого дня (в Понедельник — Мф., зач. 98-е, во Вторник — Мф., зач. 102-е, в Среду — Мф., зач. 108-е). (Апостол на литургии в эти дни не читается).

В Страстную седмицу, как и в первую седмицу Великого поста, не бывает поминовения усопших (Номоканон при Большом Требнике, гл. 169) и не совершается празднование памяти святых, так как вся седмица посвящена исключительно воспоминанию страданий и крестной смерти Господа.