Последняя приготовительная неделя (последний день перед Великим постом) называется Неделей сыропустной. Этим днем оканчивается вкушение молока, сыра и яиц.
В этот день за службой вспоминается грехопадение Адама и Еввы: первые люди были изгнаны из Рая, потому что преступили, нарушили заповедь Божию. Нам следует вспомнить о своих грехах, ведь подготовка к великому празднику Пасхи начинается с покаяния, поста и молитвы.
В Успенском соборе прошли богослужения, посвященные событиям праздника: Всенощное бдение с литией, две Божественные Литургии.
Вечером было совершено богослужение с чином прощения, где были прочитаны молитвы перед святыми постами, а священнослужители и прихожане испросили друг у друга прощения.
Прощеное воскресенье перед Великим постом — день взаимного покаяния и умиротворения всех случившихся между нами недоразумений и разногласий, когда говорим друг другу: «Прости!», чтобы с чистым сердцем и радостной душою приступить к предстоящему подвигу.
В евангельском чтении этого дня указывается, что истинный пост должен начинаться взаимным прощением обид и оскорблений:
Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших
Мф. 6:14–15
На этом основывается обычай православных христиан в последний перед постом воскресный день испрашивать прощения друг у друга, почему и самый день этот в народе называется обыкновенно прощеным воскресением.
Издавна принято в этот день просить прощения, мириться и прощать нанесенные обиды, чтобы с чистой душой приступить к духовным подвигам Великого поста, исповедать перед священником свои грехи и причаститься Святых Таин.
Ибо что такое пост, коленопреклонения и прочие труды телесные, которыми смиряем свои плотские страсти и вожделения? Это только наше оружие в духовной брани, путь к внутреннему самосовершенствованию и стяжанию евангельских добродетелей.
Пост Святой Четыредесятницы преподобные отцы называют духовной десятиной, которую мы приносим в жертву Богу, посвящая это время сугубому воздержанию и молитве.
Пока мы живем на земле, душа и тело наши между собою неразлучны. Если мы христиане — и то, и другое должны посвящать на служение Богу. Есть заповеди для души, есть свои и для тела. Следуя примеру святых отцов и желая вечного спасения, не можем пренебречь или преступить ни малейшей из них.
Истинное духовное наше сокровище — быть сопричастниками вечной пасхальной радости, которую Господь уготовал любящим Его. Пост телесный предполагает также и пост духовный, т.е. чтобы особенно чутко следить за своим внутренним человеком, за движениями сердца и души. Постника и безмолвника, питающего в сердце памятозлобие и осуждение ближних, святые отцы сравнивают с ядовитым аспидом, скрывающемся в своей норе.
Если говорим «прости», а сами не прощаем, если только для видимости из показного тщеславия кланяемся оскорбившему нас брату, а, отошедши на сторону, снова помрачаемся гневом, то напрасно тогда и бдим и постимся, ибо и сам диавол никогда не ест и никогда не спит, но не перестает от этого быть диаволом.
Сердце гневливого и сердитого человека — дом и пристанище лукавых бесов. Ничто так не обнажает нас от Божьей благодати, как злопамятство и осуждение, ненависть и клевета. Здесь видна дорога в самую глубину преисподней и сокровищница вечной муки.