19 (6) февраля Святая Церковь празднует Неделю мясопустную, о Страшном суде.
В этот день в Успенском соборе прошли воскресные богослужения, которые возглавил настоятель в сослужении духовенства собора: Всенощное бдение, две Божественные Литургии.
В Неделю (воскресенье) мясопустную, за неделю до начала Великого поста, Церковь вспоминает о Страшном суде Господнем.
За службой в этот день читается Евангелие о втором Пришествии Господа, о награде, которая ожидает праведных, и вечном огне, в который пойдут те, кто не исполнил Заповедей Господних.
Песнопения этого дня также говорят о покаянии и добрых делах: накормить голодных, напоить жаждущих, посетить больных и заключенных.
Что значит «мясопуст»?
Славянский термин «мясопуст» (греч. апокрэос, лат. carnis privium – лишение мяса) означает прекращение вкушения мяса. Неделя мясопустная – это воскресенье за 56 дней до Пасхи.
За ним следует ещё одна – последняя перед Великим постом седмица – «сырная», или, в просторечии, – «масленица» (в народном календаре она включает в себя ещё и Прощёное воскресенье в качестве завершающего аккорда лихих народных гуляний).
Строго соблюдающие диетическую сторону поста отказываются на этой неделе от мяса и едят только яйца и молочные продукты (откуда и название этой недели). В этом – последняя ступень подготовительного воздержания.
Вот, как говорит о сырной седмице свт. Тихон Задонский.
Сырная седмица есть преддверие и начало поста. А потому истинным чадам Церкви следует в Сырную седмицу поступать во всём гораздо воздержаннее.
Слушают ли, однако, христиане сладостных песней любвеобильной Матери своей? Она завещает в эти дни более благоговеть – а они ещё больше бесчинствуют. Она заповедует воздерживаться – а они ещё больше предаются невоздержанию. Она повелевает очищать тело и душу – а они ещё больше оскверняют их. Она велит сетовать о содеянных грехах – а они прибавляют новые беззакония. Она внушает умилостивлять Бога – а они ещё больше прогневляют Всевышнего.
Она назначает пост – а они ещё больше объедаются и упиваются. <…> Самое празднование масленицы – есть дело языческое. У язычников был ложный бог Вакх (изобретатель хмельного питья), которому они учредили особенные в году праздники (так называемые вакханалии) и проводили эти празднества во всяких непотребствах и мерзостях.
Смотрите, не так ли христиане проводят масленицу, а равно и многие празднества? <…> А я ещё раз скажу, что, кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина.
События Страшного суда передают нам и богослужебные песнопения:
Егда приидет времен исполнение, / труба же Архангелова вострубит, /
престоли судищныя поставятся и река огненная возшумит, / мертвии
возстанут и живии восхищени будут, / и явится знамение Сына
Человеческаго на Небесех,/ вси земнороднии восплачутся, / и вся силы
небесныя поколеблются, / тогда Дева Богородица, / грешных Спасение и
ненадежных Надежда, / одесную Судии предстоящи, явится, / Пречистеи Свои
руце к Сыну простирающи, / и слезами ланиты Своя милостивно орошающи, /
и вечнаго мучения избавляющи, / имя Ея препетое призывающих. / Темже
убо, братие, / ныне потщимся и к Богородице прибегати не обленимся, / да
и нас заступит в оный страшный час, / все упование на Ню возлагающих.