5 февраля (23 января) Святая Церковь празднует Неделю о мытаре и фарисее, память всех Новомучеников и исповедников Церкви Русской.
В этот день в Успенском соборе прошли праздничные богослужения: Всенощное бдение с литией, две Божественные Литургии.
Богослужебные песнопения исполнил хор собора п/у Ирины Болдыревой.
В этот день помимо притчи о мытаре и фарисее из евангелия от Луки, на Божественной Литургии читался отрывок о страданиях, которые надлежит претерпеть мученикам:
Он сказал: берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко: не ходите вслед их.
Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь, ибо этому надлежит быть прежде; но не тотчас конец.
Тогда сказал им: восстанет народ на народ, и царство на царство; будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры, и ужасные явления, и великие знамения с неба.
Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое; будет же это вам для свидетельства.
Итак положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать, ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам.
Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят; и будете ненавидимы всеми за имя Мое, но и волос с головы вашей не пропадет,- терпением вашим спасайте души ваши.
Лк. 21:8-19.
Предлагаем Вашему вниманию высказывания пастырей о том, как приобщиться к опыту новомучеников.
– Уже в наше время произошел разрыв поколений, может быть, даже более глубинный, чем тот, который навязывали захватившие власть большевики в начале XX века. Тогда еще по инерции сохранялось много всего доброго в народе. А когда уже в наши дни стали умирать последние из носителей той еще дореволюционной царской традиции, а наследие советского опыта критически переосмыслялось, то возник какой-то вакуум.
Тем более надо стараться как можно больше узнавать о том, как жили те, кто сохранил веру, чтобы передать ее нам: читать жития новомучеников и исповедников Церкви Русской. Что им помогло выстоять в исповедании? Их труды и письма просто поражают, особенно когда начинаешь сверять эту выраженную в словах жизнь со стилем тех документов, которые после допросов подсовывали им на подпись следователи.
Когда люди, даже далекие от Церкви, сегодня узнают о подвиге новомучеников – в каких они испытаниях веру хранили и чего им это стоило, – то многие обращаются.
У нас сейчас нет тех экстремальных обстоятельств, в которые были поставлены новомученики и исповедники, – может быть, отсюда и вся эта теплохладность в душах современников. Я еще застал те времена, когда, может быть, уже и не расстреливали за веру, но притеснения были. Сразу тогда какой-то дух исповеднический возгревается: люди по-другому и к Церкви, и к жизни, друг к другу относятся. Веру свою отстаивать готовы, детям ее передавать.
А мы сейчас, как припечатал бы словцом архимандрит Павел (Груздев), попросту зажрались! И храмы открыты, и Евангелие, и писания святых отцов есть – все тебе! И что же? Люди разве преодолевают не то что давление извне, а хотя бы себя любимого?
Для спасения нужен подвиг – так нам наши предшественники говорили. Начни душу свою хотя бы в малых попущенных тебе испытаниях преодолевать и перевоспитывать так, чтобы и врагов, как заповедовал Господь, любить (см.: Мф. 5: 44). Святитель Владимир (Богоявленский), чью память мы недавно отмечали, своих палачей перед расстрелом перекрестил: «Да простит вас Господь»… А мы, что, мелкой обиды отпустить не можем?
Место для подвига всегда в жизни есть. В какие бы времена мы ни жили. Сейчас же тоже общество в своем большинстве, как и в богоборческие годы XX столетия, отвергает христианские ценности. Даже если и ратует за некое патриотическое Православие, но начни ты среди таких «патриотов» жить по заповедям – против тебя все восстанут! Тут и начинается исповедание: найдется у тебя решимость быть со Христом, а не «со всеми»?
Тут и начинается исповедание: найдется у тебя решимость быть со Христом, а не «со всеми»?
Вот тогда-то опыт новомучеников и исповедников и будет для тебя насущен. Особенно это касается молодежи. В молодежной среде, когда все стремятся жить так, как это принято сегодня у большинства, противостоять этим псевдоценностям – уже исповедничество.
Стояние в вере и для нас, так же как и для новомучеников и исповедников Церкви Русской, – главная задача. Свидетельствую ли я своей жизнью о Христе?.. Каждый мой поступок может кому-то помочь задуматься о Боге и спасении своей души в вечности.
Новомученики и исповедники Церкви Русской – это самые близкие к нам святые. Мы, конечно, читаем о том, как подвизались преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский, но если мы честны, то должны признаться, что все эти подвиги не для нас, мы так не сможем.
Нам для самоотвержения в подражание новомученикам даны, допустим, дела милосердия, когда надо стараться никого не осуждать, несмотря ни на какие причиняемые нам обиды, навыкать в постоянстве добрых дел. Новомученики даже в повседневной жизни помогают нашему стоянию в вере.
Епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин (Лихоманов)
– Молодежь стремится к познанию сути жизни, а она и открывается яснее всего в жесточайших испытаниях, когда нет полутонов. От того-то молодежь и любит всякого рода экстремальные виды спорта или триллеры и фильмы ужасов. Им просто надо показать: то, что творилось у нас в стране, ужаснее любых измышлений голливудских сибаритов. Если юные еще не утратили данного каждому в совести навыка различения добра и зла, они, конечно, почувствуют, где истина, а где эта чудовищная подмена, – стоит им только показать что-то подлинное.
Сегодня молодые люди и девушки уже привыкли не столько что-то слышать или читать, сколько видеть. На них колоссальное воздействие оказывает посещение мест мученической кончины наших соотечественников. В крайнем случае, хорошо бы вместе с ними посмотреть талантливо снятый фильм, посвященный новомученикам, или посетить музей их памяти.
Но главное: чтобы другие почувствовали, надо самому очень сильно чувствовать, – говорил венгерский композитор-педагог Ференц Лист. А посему, чтобы молодежь могла приобщиться к почитанию новомучеников, нужны, конечно, самоотверженные пастыри и педагоги, которые могут делиться своим опытом переживания сопричастности нашим предтечам в исповедании веры православной.
Надо донести до молодых, что в жизни каждого возможны критические ситуации. Как ты себя в них поведешь? На кого ты будешь равняться? Новомученики и исповедники – герои, на которых может ориентироваться молодежь. И это будет спасительно в этой насаждаемой повсеместно атмосфере безответственного гедонизма и самости.
Служба в армии или даже просто упорные занятия каким-либо серьезным видом спорта или освоение, допустим, игры на каком-то музыкальном инструменте, что тоже дается непросто, – это все способствует воспитанию самоотвержения. Как и волонтерство или паломничество в монастырь, где можно на каникулах потрудиться, помогают опростаться от эгоизма, закаляют души, защищают от разъедающей заразы агрессии и блуда, так обильно нагнетаемых на экраны телевизоров, в интернете и в компьютерных играх.
Не от того ли и среди детей сейчас бывает так много случаев травли: если раньше нападкам подвергались те, кто не соответствовал советской идеологии, то теперь новая идеология – потребительство, и она не менее безбожна и агрессивна. Что уж говорить о том, что разврат возводится в норму. Противостоять этим разоряющим дух и вредящим душе прилогам – это уже исповедничество для молодых.
Игумен Лука (Степанов)
– Мученики – это свидетели Истины. Новомученики – новые свидетели вечной Истины. Сказанное воплотившимся Богом тысячелетия назад в их опыте живо и сегодня – так Истина становится очевидной и актуальной и для других.
Сколько бы кто ни агитировал массы, что, мол, религия несовременна, святитель Николай Сербский отвечал на подобные выпады так: «Разве можно говорить о современности или несовременности действительности? Ведь Бог является наивысшей Действительностью, возвышающейся над всем тем, что вообще именуется действительностью». И далее: «Неверие в Бога означает веру в недействительность, в химеру… А какая судьба ожидает народ с большим числом неверующих, ясно видно из Святого Откровения Божиего. Нечестивым же нет мира – вот судьба их, вот что написано им. И они никогда не смогут избежать войны, если не искоренят безбожия». Это из его книги «Война и Библия». Там же он пишет, что кроме Библии или Откровения нет ни одной более современной книги о войне, о причинах ее и ее вероятном исходе. Богоборчество чревато бедами.
Христианство – это жизнь! Как это сама жизнь для кого-то вдруг несовременной может стать? Да она тем больше необходима, чем сильнее распространяется умерщвляющее действие греха. Мы ужасаемся миллионам убитых в нашей стране в XX веке. Но и сегодня убийства совершаются – просто другими способами. Господь предостерегал: растет пшеница, но и плевелы возвышаются (см.: Мф. 13: 24–30).
Сейчас храмы открыты, а людям лень прийти на богослужение. Заботы века сего все внимание поглощают. Память вселенских святых не чтят, а тут уже и новомучеников почитать нужно…
Когда на память новомучеников и исповедников Церкви Русской я читаю все их имена – а это около 2000 только известных имен (хотя прославлен сонм новомучеников и исповедников: явленных и не явленных, но ведомых Богу. – О.О.), – люди понять не могут: зачем это надо? Теплохладность какая-то довлеет… Чего только не претерпели новомученики, чтобы нам веру православную передать, а мы, что ж, раз в год на их память немножечко потрудимся?
Сегодня люди при малейшем дискомфорте тут же уже роптать начинают, осуждать, раздражаться, завидовать, выяснять отношения… Разве же такой человек поймет новомучеников? Какого они были духа?.. Новомученики палачей своих прощали да благословляли, а ты и на родных да близких людей раздражаешься? Взрываешься, когда тебя обличают? Мученики потому все и могли вынести, что смирение у них было.
Новомученики палачей своих прощали да благословляли, а ты и на родных да близких людей раздражаешься
Сейчас то и дело раздается: незаслуженно, мол, страдаю. Кончено, незаслуженно – потому что мы по своим грехам еще больше должны страдать, а нам по любви и милости Божией незаслуженно мало скорбей и тягот попускается.
Нам бы научиться хотя бы за свои грехи страдать. Страдания за Христа – это уже мера святых, новомучеников.
Только имея в душе любовь, можно все перенести. Надо всеми силами стараться сохранять в душе любовь: она фундамент нашей вечной жизни. Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов (Гал. 6: 2), – всего-то и требуется, что потерпеть немощи друг друга, так и любовь обрящем.
Как сказал один современный афонский старец: «Запомни, грядут времена, когда только любовь может нас спасти. Учись растить в себе любовь: только она – жизнь. Все остальное – грех хуже смерти. Мы пропадем без любви, пропадем…»
Протоиерей Валериан Кречетов
Источник: https://pravoslavie.ru/119221.html