Неделя 28-я по Пятидесятнице, святых праотец, память свт. Спиридона Тримифунтского

25 (12) декабря Святая Церковь празднует Неделю 28-ю по Пятидесятнице, святых праотец, память святителя Спиридона Тримифунтского.

В этот день в Успенском соборе прошли праздничные богослужения: Всенощное бдение с литией, две Божественные Литургии.

Богослужения возглавил настоятель собора — протоиерей Сергий Лоскутов в сослужении духовенства собора.

Позднюю Божественную Литургию совершил иерей Сергий Соколов.

Праотцы

В предпоследнее воскресенье Рождественского поста по церковному Уставу мы чествуем память святых праотец — прародителей Христа по плоти, о которых свидетельствует св. ап. Павел, что они

верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов,
угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих

Евр. 11: 33–34.

Так, благодаря церковным текстам, мы углубляемся в ветхозаветную библейскую историю, чтобы быть готовыми достойно и осмысленно встречать грядущего в мир Богомладенца, Спасителя рода человеческого.

Особое слово здесь посвящается св. пророку Даниилу и трем отрокам Вавилонским, Анании, Азарии и Мисаилу (ок. 600 до Р. Х.), — одним из самых известных и почитаемых ветхозаветных святых, день памяти которых отмечаем также и 30 декабря (н. ст.).

Все они были из царского рода иудейского, и еще в совсем юном возрасте в числе и прочих знатных еврейских отроков отведены в пленение вавилонское прислуживать пред царем.

Икона Святых великомучеников триех отроков в пещи мученых Анании, Азарии и Мисаила
Три отрока в Вавилонской печи

И сказал царь (Навуходоносор) Асфеназу, начальнику евнухов своих, чтоб он из сынов Израилевых, из рода царского и княжеского, привел отроков, у которых нет никакого телесного недостатка, красивых видом и понятливых для всякой науки, и разумеющих науки и смышленых и годных служить в чертогах царских, и чтобы научил их книгам и языку халдейскому. И назначил им царь ежедневную пищу с царского стола и вино, которое сам пил, и велел воспитывать их три года, по истечении которых они должны были предстать пред царя

Дан: 1:3-5

Навуходоносор поставил близ Вавилона (на поле Деире) большого золотого истукана, собрал народ и объявил, чтобы все, как только услышат звук трубы, пали и поклонились истукану; если же кто не исполнит царского повеления, будет брошен в разженную пещь. По данному знаку все пали на землю; только три отрока Анания, Азария и Мисаил не поклонились истукану. Царь разгневался, приказал разжечь пещь в семь раз сильнее обыкновенного и бросить туда отроков.

Пламя било так сильно, что воины, бросившие их в пещь, упали мертвыми. Но Анания, Азария и Мисаил остались невредимыми, потому что Господь послал Ангела Своего остудить пламя, — отроки воспели чудную песнь. Навуходоносор сидел на высоком престоле против пещи.

Вдруг он смутился, встал с своего места и сказал: «не трех ли мы бросили связанными в пещь? А я вижу четырех, несвязанных, и четвертый видом подобен Сыну Божию». После этого он подошел к пещи и велел отрокам выйти из огня.

И когда они вышли, то оказалось, что даже одежда и волосы их не опалились, и запаха дыма не было слышно от них. Видя это, Навуходоносор прославил Истинного Бога и под страхом смерти запретил всем своим подданным хулить имя Его. Это событие ярко отражено в 7-й песни каждого канона, который мы читаем на богослужении или домашней молитве.

Неделя Святых праотец подготавливает верующих к светлому празднику Рождества.

Ка­кая же связь меж­ду на­ми и ими?

Цер­ковь во­об­ще на­по­ми­на­ет нам о них те­перь, пе­ред Рож­де­ством Хри­сто­вым, ра­ди их ве­ры – ве­ры в обе­ща­ние, дан­ное Бо­гом Ада­му при из­гна­нии его из рая, что в кон­це ве­ков при­дет в мир Спа­си­тель, Ко­то­рый ис­ку­пит че­ло­ве­че­ство от гре­ха пра­ро­ди­те­лей.

Все пра­от­цы, быв­шие на зем­ле за­дол­го до рож­де­ния Гос­по­да, жи­ли и го­ре­ли этой ве­рой, ни­ко­гда от нее не от­сту­пая. Они яв­ля­ют­ся яр­ким при­ме­ром для нас, жи­ву­щих уже по­сле зем­но­го во­пло­ще­ния Спа­си­те­ля. Как и древ­ние лю­ди, мы то­же Его ре­аль­но не ви­де­ли; они толь­ко зна­ли, что Он бу­дет на зем­ле, а мы толь­ко зна­ем, что Он был на зем­ле. Но они твер­до ве­ри­ли в Его при­ше­ствие и их ве­ра оправ­да­лась.

От нас же тре­бу­ет­ся го­раз­до боль­шая ве­ра. Мы долж­ны ве­рить, что Гос­подь был, и есть, и бу­дет; что Он жил на зем­ле как че­ло­век; что через Свою Цер­ковь Он по­сто­ян­но пре­бы­ва­ет с на­ми; и что Он сно­ва при­дет на зем­лю су­дить че­ло­ве­че­ство. Но за та­кую ве­ру Сам Гос­подь обе­ща­ет нам бла­жен­ство. Ко­гда Иисус Хри­стос явил­ся Апо­сто­лу Фо­ме, ко­то­рый не мог по­ве­рить в вос­кре­се­ние Хри­сто­во, по­ка сам не до­тро­нул­ся до ран Гос­под­них, а до­тро­нув­шись, вос­клик­нул: «Гос­подь мой и Бог мой!» – то­гда Гос­подь ска­зал Апо­сто­лу: «ты по­ве­рил, по­то­му-что уви­дел Ме­ня; но бла­жен­ны не ви­дев­шие и уве­ро­вав­шие».