Третья Пассия

3 апреля вечером в Успенском соборе прошла третья пассия в этом Великом посту.

Богослужение возглавил протоиерей Сергий Лоскутов в сослужении духовенства собора.

Проповедь по окончании богослужения произнес протоиерей Владимир Кэтанэ.

Песнопения исполнил хор собора п/у Ирины Болдыревой.

***

На третьей Пассии читается отрывок Евангелия от Луки, главы 22-23.

***

Каждый раз, когда мы слушаем чтение из Евангелия о страданиях Господа Нашего Иисуса Христа, сердца наши переполняются горячей любовью к Спасителю нашему за то, что Он, спасая нас, принял грехи наши на Себя и понёс за них наказание – Голгофские мучения и крестную смерть.

Обычно мы, люди, боимся страданий. Болезни, жизненные невзгоды нас пугают. Мы чувствуем себя несчастными, даже при одной мысли о них. Но если бы свои страдания и скорби рассматривали в свете страданий Христа, то они не казались бы нам такими тяжкими и ужасными. Все наши страдания имеют своей основной причиной наши грехи. Господь сказал, исцеляя расслабленного: Встань, возьми постель твою и ходи (Ин. 5:8). И потом, встретив исцелённого Им человека, Он предупредил: Не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже (Ин. 5:14).

Итак, мы страдаем за свои грехи. Что же такое грехи? Грех – это непослушание воле Божией, нарушение заповедей, норм или законов жизни – есть беззаконие (1Ин. 3:4). Существуют гражданские нормы, законы; за нарушение их человек отвечает перед гражданскими властями. Так, если вор крадёт, он отвечает перед гражданским законом за своё воровство. Так происходит и при нарушении других норм.

Если человек много ест, у него появляется ожирение или несварение желудка, или нарушается обмен веществ, и он заболевает. Вот почему, между прочим, святая Церковь и установила посты, требующие воздержание в пище. Пост – это норма, диета питания. Человек, постясь, нормирует работу желудка и устанавливает господство духа над плотью.

Есть нормы семейных отношений, нарушение которых влечёт разлад в семье. Если нет в семье общего согласия, дружбы, доверия, то семья распадается.

Есть нормы отношений людей в обществе, на службе нормы взаимного уважения и взаимной помощи. Есть нормы (заповеди) в отношениях человека к Богу. Нарушая их, человек страдает, мучается, лишается покоя. Итак, если нормы, законы в нашей жизни нарушаются, то люди страдают.

До появления Спасителя на земле люди задыхались под тяжестью своих беззаконий. За все свои грехи они должны были отвечать сами. Сознание пустоты своей жизни и виновности за нарушение норм жизни постоянно угнетало их. И тяжко было человеку жить на земле, и немало людей (особенно в Риме) кончало жизнь самоубийством. Бог посылает на землю Единородного Сына Своего, чтобы спасти людей от греха и смерти, и Он пострадал за людей на Голгофском Кресте, завершив наше спасение.

Братия и сестры! Сейчас мы проводим пассию, т. е. церковную службу, посвящённую Голгофским страданиям Спасителя. Остановим своё благочестивое внимание на семи словах (изречениях), произнесённых Им с голгофского Креста и вникнем в их спасительное содержание.

Испытывая страшные физические страдания, окружённый врагами, которые смеялись над Ним, Христос, обращаясь к Отцу Своему Небесному, воскликнул: Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил? (Мф. 27:46). Это было Его первое слово, выражающее страдания физической природы Его и преданность Отцу Небесному, волю Которого Он выполняет в страшных мучениях.

Вторым словом была молитва Его за Своих мучителей: Отче! Прости им, ибо не знают, что делают (Лк. 23:24). О если бы распинатели знали, Кого и за что они распинали, то они не подняли бы своих рук на Спасителя. А что же Он? Он проявил к ним высший закон – закон безграничной, божественной любви. Им же Самим установленный (Мф. 5:44): Он молился о них.

Третье слово было обращено к разбойнику, покаявшемуся перед смертью: Помяни меня, Господи, когда приидешь во Царствие Твое! – сказал разбойник, и Христос ответил: Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мной в раю (Лк. 23:41).

Никого Спаситель не забыл на кресте, ни от кого не отвратился. Он молился и за Своих мучителей, так как пришёл на землю спасти всех грешников, всех кающихся и ищущих спасение. Он первым вводит в рай покаявшегося разбойника.

Четвёртое слово Спасителя было обращено к Матери Своей и ученику Своему: Се Матерь твоя; Жено, се сын Твой, – сказал Он им (Ин. 19:26).

При Кресте довершилось великое, необычайное, – вместе с учеником Своим Христос и нас всех усыновил Царице Небесной, Отныне Она наша Мать, наша ходатаица и заступница. И тут опять не забыл нас Спаситель.

Пятым было слово: жажду (Ин. 19:28). Мучения подходят к концу, томит жажда, и Господу подносит воин губку, смоченную уксусом и желчью. Какая бесчеловечная жестокость! Но и этот грех был бы прощён Спасителем, если бы воин, подробно разбойнику, раскаялся и попросил прощения.

Шестым словом было обращение к Отцу Небесному. Человеческие силы оставляют Христа, приблизился конец, и Сын покорно отдаёт Себя в руки Отца: Отче, в руце Твои предаю дух Мой (Лк. 23:46). У Сына нет никакого упрёка Отцу за страдания, наоборот, полное послушание Ему. Вся жизнь Сына была послушанием воле Отца и закончилась она всецелым послушанием.

Седьмое слово – Совершилось (Ин. 19:30). Что совершилось? Подвиг искупительный закончен, и наше спасение совершилось. С этого момента мы искуплены, мы дети Отца Небесного.

Так Христос искупил наши грехи Своей бесценной Кровью, Своей безграничной Любовью. Пророк Исаия, ветхозаветный евангелист, как его называют, в своих пророческих прозрениях говорил, что на землю явится Спаситель, Который возьмёт на Себя грехи наши, Его ранами мы все исцелимся. И вот это и совершилось.

Братия и сестры! Христос принёс нам спасение, и надо помнить, что нет грехов, которые не простил бы и не прощает Он нам, кроме греха против Духа Святого, т. е. Его отрицания. Христос всегда близок к нам и ждёт только нашего обращения к Нему, чтобы излить на нас Своё милосердие. И ещё надо помнить, что нет скорбей у человека не по силам его, и что все наши страдания – это попущение Божие. Бог через наши скорби призывает нас к Себе. Если заболел кто, – это сигнал, это голос Божий. Это значит, что Господь призывает очиститься, покаяться, устремиться к Нему. И в несчастьях, и в болезнях нельзя роптать: ведь по грехам нашим мы достойны и не таких страданий. На наши скорби мы должны смотреть как на наши кресты. И каждый призывается спасаться своим крестом. Крест и есть та наша норма, которой мы призваны спасаться, особенно в Великом посту. Возьми крест свой, – сказал Христос, – и иди за Мной (Мф. 16:24).

Мы можем нести свой крест, лишь укрепляясь Крестом Господним. В Кресте Христовом – наша сила и наше спасение.

Помолимся: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Аминь.

проповедь-поучение протоиерея Александра Ветелева