Неделя мясопустная, о Страшном суде

27 (14) февраля Святая Церковь празднует Неделю мясопустную, о Страшном суде.

В этот день в Успенском соборе прошли воскресные богослужения, которые возглавил настоятель в сослужении духовенства собора: Всенощное бдение, две Божественные Литургии.

В Неделю (воскресенье) мясопустную, за неделю до начала Великого поста, Церковь вспоминает о Страшном суде Господнем.

За службой в этот день читается Евангелие о втором Пришествии Господа, о награде, которая ожидает праведных, и вечном огне, в который пойдут те, кто не исполнил Заповедей Господних.

Песнопения этого дня также говорят о покаянии и добрых делах: накормить голодных, напоить жаждущих, посетить больных и заключенных.

Жена, облеченная в солнце. Иллюстрация к 12 главе Откровения Иоанна Богослова

Что зна­чит «мя­со­пуст»?


Сла­вян­ский тер­мин «мя­сопуст» (греч. апокр­эос, лат. carnis privium – ли­ше­ние мя­са) озна­ча­ет пре­кра­ще­ние вку­ше­ния мя­са. Неде­ля мя­со­пуст­ная – это вос­кре­се­нье за 56 дней до Пас­хи.

За ним сле­ду­ет ещё од­на – по­след­няя пе­ред Ве­ли­ким по­стом седмица – «сыр­ная», или, в про­сто­ре­чии, – «мас­ле­ни­ца» (в на­род­ном ка­лен­да­ре она вклю­ча­ет в се­бя ещё и Про­щё­ное вос­кре­се­нье в ка­че­стве за­вер­ша­ю­ще­го ак­кор­да ли­хих на­род­ных гу­ля­ний).

Стро­го со­блю­да­ю­щие ди­е­ти­че­скую сто­ро­ну по­ста от­ка­зы­ва­ют­ся на этой неде­ле от мя­са и едят толь­ко яй­ца и мо­лоч­ные про­дук­ты (от­ку­да и на­зва­ние этой неде­ли). В этом – по­след­няя сту­пень под­го­то­ви­тель­но­го воз­дер­жа­ния.

Вот, как говорит о сырной седмице свт. Тихон Задонский.

Сыр­ная сед­ми­ца есть пред­две­рие и на­ча­ло по­ста. А по­то­му ис­тин­ным ча­дам Церк­ви сле­ду­ет в Сыр­ную сед­ми­цу по­сту­пать во всём го­раз­до воз­дер­жан­нее.

Слу­ша­ют ли, од­на­ко, хри­сти­ане сла­дост­ных пес­ней люб­ве­обиль­ной Ма­те­ри сво­ей? Она за­ве­ща­ет в эти дни бо­лее бла­го­го­веть – а они ещё боль­ше бес­чин­ству­ют. Она за­по­ве­ду­ет воз­дер­жи­вать­ся – а они ещё боль­ше пре­да­ют­ся невоз­дер­жа­нию. Она по­веле­ва­ет очи­щать те­ло и ду­шу – а они ещё боль­ше осквер­ня­ют их. Она ве­лит се­то­вать о со­де­ян­ных гре­хах – а они при­бав­ля­ют но­вые без­за­ко­ния. Она вну­ша­ет уми­ло­стив­лять Бо­га – а они ещё боль­ше про­гнев­ля­ют Все­выш­не­го.

Она на­зна­ча­ет пост – а они ещё боль­ше объ­еда­ют­ся и упи­ва­ют­ся. <…> Са­мое празд­но­ва­ние мас­ле­ни­цы – есть де­ло язы­че­ское. У языч­ни­ков был лож­ный бог Вакх (изоб­ре­та­тель хмель­но­го пи­тья), ко­то­ро­му они учре­ди­ли осо­бен­ные в го­ду празд­ни­ки (так на­зы­ва­е­мые вак­ха­на­лии) и про­во­ди­ли эти празд­не­ства во вся­ких непо­треб­ствах и мер­зо­стях.

Смот­ри­те, не так ли хри­сти­ане про­во­дят мас­ле­ни­цу, а рав­но и мно­гие празд­не­ства? <…> А я ещё раз ска­жу, что, кто про­во­дит мас­ле­ни­цу в бес­чин­ствах, тот ста­но­вит­ся яв­ным ослуш­ни­ком Церк­ви и по­ка­зы­ва­ет се­бя недо­стой­ным са­мо­го име­ни хри­сти­а­ни­на.

Фреска Страшный суд. Деисус с сонмом ангелов. Балканы. Сербия, Дечаны. XIV в.

События Страшного суда передают нам и богослужебные песнопения:

Егда приидет времен исполнение, / труба же Архангелова вострубит, /
престоли судищныя поставятся и река огненная возшумит, / мертвии
возстанут и живии восхищени будут, / и явится знамение Сына
Человеческаго на Небесех,/ вси земнороднии восплачутся, / и вся силы
небесныя поколеблются, / тогда Дева Богородица, / грешных Спасение и
ненадежных Надежда, / одесную Судии предстоящи, явится, / Пречистеи Свои
руце к Сыну простирающи, / и слезами ланиты Своя милостивно орошающи, /
и вечнаго мучения избавляющи, / имя Ея препетое призывающих. / Темже
убо, братие, / ныне потщимся и к Богородице прибегати не обленимся, / да
и нас заступит в оный страшный час, / все упование на Ню возлагающих.