Неделя 28-я по Пятидесятнице, перед Рождеством Христовым: свв. отец

2 января (20 декабря) Святая Церковь празднует Неделю 28-ю по Пятидесятнице, перед Рождеством Христовым, святых отец и праведного Иоанна Кронштадтского.

В этот день в Успенском соборе были совершены праздничные богослужения: Всенощное бдение с литией, две Божественные Литургии.

Богослужения возглавил настоятель собора в сослужении духовенства.

Позднюю Литургию совершил иерей Николай Батищев.

Древо Иессеево (Родословие Иисуса Христа). Вторая половина XVII века, ГТГ
свв. Отцы

В Неделю свв. Отец за Божественной литургией читается 1-я глава Евангелия от Матфея, содержащая, во-первых, родословие Господа Иисуса Христа и рассказ о сомнениях прав. Иосифа Обручника, когда тот узнал о беременности Пресвятой Девы Марии, и о разрешении этих сомнений. Здесь же находится ссылка на пророчество Исаии:

Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил

Ис. 7:14

Так же мы видим здесь слова о девственности Марии, рождении Христа и о том, что Иосиф нарек Ему имя Иисус.

Это родословие часто называют «Официальным». Оно частично отличается от родословия из Евангелия от Луки и именуется так потому, что в нем перечислены предки именно Иосифа, который не был земным отцом Иисуса Христа.

Но официально Господь Иисус считался сыном Иосифа, а следовательно, как и Иосиф, Иисус являлся законным наследником царской власти в Иудее и Израиле, что и показано в родословии.

Само слово «Христос», то есть Помазанник, на это и указывает: Царь и/или Священник, поскольку помазывали в Ветхом Завете священников и царей.

Наименование Недели святых Отец в узком смысле слова отсылает к этим «отцам» из евангельского родословия, от Авраама (с которого начинает родословие евангелист Матфей) и до Иосифа.

Впрочем, праведному Иосифу, равно как и еще одному царственному предку Христа — Давиду (собственно, «идеальному» царю древности; недаром Самого Христа первые христиане иногда называли Новым Давидом), — будет посвящено воскресенье после Рождества, а в службе Недели святых Отец говорится преимущественно о других древних святых: патриархах Аврааме, Исааке и Иакове; пророке Моисее; трех Вавилонских отроках и пророке Данииле.

В стихире на литии круг воспоминаемых праведников расширяется максимально широко: от Адама и до Иоанна Крестителя:

Праотцев собор, празднолюбцы приидите, псаломски да восхвалим, Адама
праотца, Еноха, Ноя, Мелхиседека, Авраама, Исаака и Иакова: по законе
Моисеа и Аарона, Иисуса, Самуила и Давида, с нимиже Исаию, Иеремию,
Иезекииля, и Даниила и дванадесять, купно Илию, Елиссеа, и вся: Захарию, и
Крестителя, и проповедавшыя Христа, жизнь и Воскресение рода нашего.

С этой стороны служба Недели святых Отец сближается по содержанию со службой предыдущего воскресенья, Недели святых Праотец. У них даже общий кондак (посвященный трем Вавилонским отрокам — его же пели и на их память 17 декабря, — при том, что Вавилонских отроков никак нельзя считать предками Христа по плоти), а тропарь Недели святых Отец и тропарь Недели святых Праотец были в древности оба вместе тропарями наступающего воскресенья.

В эту Неделю также празднуется память св. прав. Иоанна Кронштадтского.

Иоанн Кронштадтский, праведный. Икона на дереве 24х18 см, печать на  левкасе, золочение, с ковчегом (ИК-01) — купить в интернет-магазине Небо365  по лучшей цене в Москве — отзывы, фото
прав. Иоанн Кронштадтский

Святой праведный Иоанн Кронштадтский (Иоанн Ильич Сергиев) родился 19 октября 1829 года в бедной семье в селе Суре Архангельской губернии. Думая, что мальчик недолго проживет, его крестили сразу после рождения с именем Иоанн, в честь празднуемого в этот день преподобного Иоанна Рыльского. Но ребенок стал крепнуть и расти. Детство его протекало в крайней бедности и лишениях, но набожные родители заложили в него твердый фундамент веры. Мальчик был тихим, сосредоточенным, любил природу и богослужения.

Когда Иоанну исполнилось девять лет, отец, собрав последние крохи, отвез его в приходское архангельское училище. Трудно давалась ему грамота, из-за чего он сильно скорбел и молил Бога о помощи. В один из таких тяжелых моментов, ночью, когда все воспитанники спали, он встал на молитву и молился особенно горячо. Господь услышал его молитву: божественная благодать осенила его, и, по его собственному выражению, как бы «завеса спала с его очей». Иоанн вспомнил то, что говорилось в классе, и как-то все прояснилось в его уме. С тех пор он стал делать большие успехи в учении. В 1851 году Иоанн Сергиев окончил с отличием семинарию и поступил в Петербургскую духовную академию.

Столица не испортила юношу, он остался таким же религиозным и сосредоточенным, каким был дома. Вскоре умер отец, и, чтобы поддержать мать, Иоанн стал работать в канцелярии академии с жалованием в девять рублей в месяц. Эти деньги полностью отсылались матери. В 1855 году он окончил академию с прекрасными отметками. Молодой выпускник в том же году был рукоположен в иереи и назначен священником Андреевского собора в городе Кронштадте (недалеко от Петербурга).

С первого же дня после своего рукоположения отец Иоанн всецело отдал себя на служение Господу и людям и стал ежедневно служить Божественную Литургию. Он молился, учил людей правильно жить и помогал нуждающимся. Его усердие было поразительно. Поначалу, да и потом, люди нередко осуждали его, смеялись над ним, считая его не вполне нормальным.

На Литургии отец Иоанн молился горячо, требовательно, дерзновенно. В просьбах помолиться он не отказывал никому. И Господь принимал его молитвы. Совершались чудеса: их бесчисленное множество — записанных и незаписанных. К нему стали обращаться за помощью не только жители Кронштадта, но и Петербурга, а затем и со всей России и из-за границы. Письма и телеграммы сотнями приходили в Кронштадт. Отец Иоанн читал их и обычно сразу же горячо молился

Отец Иоанн не был блестящим проповедником, но, говоря просто, ясно, сердечно, от души, он покорял и воодушевлял слушателей. Эти проповеди печатались отдельными выпусками и распространялись в огромном количестве экземпляров по всей России. Было издано и собрание сочинений о. Иоанна, состоящее из нескольких больших томов.

Особой популярностью у верующих пользовался его пастырский дневник «Моя жизнь во Христе». Это был дневник духовной жизни отца Иоанна, запись благодатных мыслей и чувств, которых удостоился он, по его собственным словам, «от просвещающего Духа Божия в минуты глубокого внимания и испытания себя, особенно во время молитвы».

Отец Иоанн был и законоучителем. Причем влияние его на учеников, было неотразимое. Дети его любили. Батюшка был не сухим педагогом, а увлекательным собеседником. Он тепло и задушевно относился к своим ученикам, часто за них заступался, уроков не задавал, на экзаменах не проваливал, а вел простые беседы. Эти беседы на всю жизнь запоминались ученикам. Отец Иоанн как-то особенно умел пробудить живую веру в душе ребенка. На уроках он часто читал жития святых, Библию или рассказывал о своей пастырской деятельности.

Велико было милосердие отца Иоанна с первых же дней его пастырства. Он не гнушался людей, шел по первому зову к самым бедным и опустившимся людям. У них он молился, наставлял и помогал, а часто отдавал последнее, вызывая упреки со стороны близких. Случалось иногда, что, придя в бедную семью и видя нищету и болезни, он сам отправлялся в лавочку или за лекарством в аптеку.

Позже через руки отца Иоанна проходили сотни тысяч рублей. Но он не считал их: одной рукой возьмет, а другой тут же отдаст. Кроме такой непосредственной благотворительности отец Иоанн создал еще и специальную организацию помощи. В 1882 году в Кронштадте был открыт «Дом трудолюбия», в котором была собственная церковь, начальное народное училище для мальчиков и девочек, убежище для сирот, лечебница для приходящих, приют, народная бесплатная читальня, народный дом, дававший пристанище бездомным в количестве до 40 тысяч человек в год, разные мастерские, в которых неимущие могли заработать, народная дешевая столовая, где по праздникам отпускалось до 800 бесплатных обедов, и странноприимный дом.

По инициативе отца Иоанна и при его материальной поддержке была построена спасательная станция на берегу залива. У себя на родине он построил прекрасный храм. Нет возможности перечислить, все места и области, куда простиралась его забота и помощь.

Скончался отец Иоанн 20 декабря 1908 года на восьмидесятом году жизни. Несметная толпа сопровождала его тело из Кронштадта в Петербург, где он похоронен в Иоанновском монастыре, им же основанном. К месту его упокоения со всех концов России стекались молящиеся и постоянно служились панихиды.

Крепкий в вере, горячий в молитве и в своей любви к Господу и ко всем людям, отец Иоанн Кронштадтский получил по милости Божией всероссийское почитание.