Неделя 13-я по Пятидесятнице

19 (6) сентября Святая Церковь празднует Неделю 13-ю по Пятидесятнице: Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах) (IV).

В этот день в Успенском соборе прошли праздничные воскресные богослужения: Всенощное бдение и две Божественные Литургии.

По окончании поздней Литургии был совершен молебен с акафистом перед мощами свт. Луки (Войно-Ясенецкого).

На Божественной Литургии Святая Церковь предлагает слушающим притчу о злых виноградарях.

Злые виноградари убивают сына владельца виноградника

Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился.
Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями.
Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же.
Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего.
Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его.
И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили.
Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?
Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.
Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?

Мф., 87 зач., XXI, 33-42.

Всем знакомая притча раскрывает новые глубины в кладезях толкований Святых Отцов.

Виноградари получили в управление подготовленный до них виноградник. Они знали, что от них в свое время потребуют плоды. Но когда им стали об этом напоминать, они бесчестили, били и убивали посланных от Хозяина. Наконец, совсем потеряв стыд, они убили Сына, желая насовсем изгладить память и о Хозяине виноградника.

Эта притча не только о древних иудеях. Она обращена и к тем христианам, кто задумывается о месте Бога в своем сердце. Виноградник – это жизнь, которую дает Бог на время человеку. Он ограждает жизнь от смерти заповедями как надежной оградой, водружает в качестве сторожевой башни совесть и дает в качестве живительного сока Пречистую «Кровь Агнца Божия, заклавшегося за нас» (святой Иоанн Кронштадтский). Бог ожидает от человеческой души духовных плодов: покаяния (см.: Мф. 3: 8), благости, праведности, истины (см.: Еф. 5: 9), любви, радости, мира, долготерпения, благости, милосердия, веры, кротости и воздержания (см.: Гал. 5: 22–23). Но вместо этого мы нередко остаемся такими же бесплодными, сухими деревьями, какими и были до крещения.

Многие говорят, что Евангелие требует невозможного, и, не пытаясь его исполнить хотя бы в малом, живут совершенно вопреки Евангелию, извиняют себя слабостью природы, усталостью, отсутствием свободного времени или просто оправдывают свои грехи, не делая различия между своими прихотями и действительными потребностями.

Наиболее искусным самооправданием является ссылка на апостола Павла: «Не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» (Рим. 7: 15). Мол, я хотел бы или хотела бы поступить правильно, но что-то меня не пускает, уводит в сторону, создает какие-то препятствия, всё как-то происходит помимо моей воли. «Желание добра есть во мне, – скажет кто-то вслед за апостолом Павлом, – но чтобы сделать оное, того не нахожу… по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного» (Рим. 7: 18, 22–23).

Эти загадочные слова апостола как нельзя лучше характеризуют современного человека, который умом понимает, что благо происходит от труда, от исполнения закона Божия, но воля его ведется за похотью плоти, за ленью и удовольствиями, спотыкается о те страсти и привычки, которые стали для тела уже законом. В таком состоянии человек нередко оправдывает себя, называя свои прихоти своими потребностями, и вместо слов «я хотел бы» произносит «мне необходимо». Причина такой подмены, причина плена той или иной страстью, причина зачерствения и засыхания души – в самооправдании.

Самооправдание – это снятие с себя вины в своих собственных глазах, это действия, направленные на доказательства своей невиновности, непричастности к проступку или предъявление его в более благоприятном и благопристойном виде. Самооправдание снижает муки совести и самокритичность, притупляет ощущение греха, самоуспокаивает и, напротив, развивает самоуверенность и самонадеянность. Оно позволяет переложить вину на других и видеть в них причины своих бед. Последствия самооправдания – лукавство и ложь, осуждение других, духовная слепота.

При этом духовная слепота не приходит внезапно, у нее есть свои стадии эволюции. Так, по сегодняшней притче, злые виноградари сначала отказались хозяину давать часть плодов, затем стали издеваться над слугами. Становясь всё более жестокими, они бесчестили, били и убивали рабов хозяина. Наконец, потеряв всякое рассуждение о тяжести последствий греха, через убийство сына они увидели личное благо – возможность получить наследство сына. Ослепшие виноградари потеряли чутье, что за сыном стоит отец, который воздаст им по их преступлениям.

По отношению к душе каждого из нас, Бог, как Хозяин виноградника, Хозяин душ, не хочет, чтобы человек закостенел в грехе и погиб. Он посылает пророков и апостолов, которые через Священное Писание напоминают нам о необходимости принести плод и пробуждают совесть. Он готов посылать разных слуг, в том числе и ангелов, навевающих уму благородные мысли. Но если при этом человек будет отталкивать прописные библейские истины, закрывать глаза на чудеса Божии и отмахиваться от тех добрых помыслов, которые навевают уму ангелы, тогда Бог пошлет Сына Своего, Иисуса Христа. Если человек примет Его и покается, то спасется. Если же нет, то подвергнется одной участи со злыми виноградарями.

Как видно из этой притчи, Бог, как Хозяин виноградника, благ. Он долго терпит, посылая разных вестников. Он готов отдать возлюбленного Сына, чтобы пробудить в человеке стыд и совесть. И поэтому нам не стоит оправдывать себя в той или иной немощи. Господь дал нам здоровье, способности и время, чтобы мы принесли духовный плод. Он так или иначе постоянно напоминает о Себе, желая пробудить голос совести.

Не будем же предавать нашу волю в плен лени и удовольствий, не будем называть прихоти потребностями. Доколе Господь дает нам время, доколе душа в теле и виноградник наш не отнят от нас, будем тщательно смотреть за теми добрыми мыслями, которые посещают наш ум. Попытаемся принести Богу плоды добрых дел. И если с этого пути нас пытаются сдуть ветры различных искушений, ухватимся за Христа, как за якорь, за камень твердый, непоколебимый. Ибо только на Христе – краеугольном камне – строится такой дом человеческой души, которому не страшны ни дождь, ни наводнения, ни сильные порывы ветра (см.: Мф. 7: 24–27).

Отрывок проповеди иеромонаха Иринея (Пиковского)

Источник: https://pravoslavie.ru/73431.html